Сутин, Хайм

(Soutine, Chaim)

1893, Смиловичи, близ Минска — 1943, Париж.

Французский живописец русского происхождения. Учился в художественной школе Вильно (1910). По приезде в Париж в 1912 поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кормона. Обитал в "Улье", интернациональной колонии художников, где его нищенское существование скрашивалось участием Модильяни, оценившего одаренность молодого художника. Натюрморты 1910-х отмечены влиянием Сезанна (Натюрморт с трубкой, 1914—1915, частное собрание; Натюрморт с супницей, 1916, Нью-Йорк, частное собрание). В 1918—1922 жил на юге Франции, в Сере и Вансе. В экспрессионистических пейзажах этого времени дома и деревья смещаются, сталкиваются в скачкообразном ритме; цвета полыхают в яростных вихрях пастозных мазков (Пейзаж в Сере. Радуга, 1921, частное собрание; Полуденный пейзаж. Ванс, 1921, Авиньон, Музей Кальве; Старая мельница в Вансе, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Картины, будучи купленными крупным американским коллекционером Барнсом, принесли известность художнику. С 1921 Сутин обратился к жанру портрета. Он писал людей из простонародья: лакеев и посыльных, мастеровых, поваров, мелких ремесленников, певчих детского хора. Персонажи из мира "униженных и оскорбленных" представлены в конвульсивно изогнутых позах, с гримасами боли и презрения, покорности и вызова судьбе (Безумная, 1921—1922, Токио, Нац. музей западного искусства; Грум, ок. 1927, Париж, Нац. музей современного искусства; Портрет мальчика, 1928, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Мальчик-слуга у Максима, 1927, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс). Во всей портретной серии доминируют цвета раскаленного металла — горячий алый и пепельно-белый. К 1924—1925 относится серия натюрмортов с разделанными тушами, созданная под впечатлением от полотен Рембрандта и Шардена (Мертвая птица, ок. 1924, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Бычья туша, 1925, Гренобль, Музей; Кролик над котлом, 1925, частное собрание). В 1930-х снижается эмоциональный накал сутинского экспрессионизма, в его живописи преобладает созерцательность (Шартрский собор, 1933, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Однако с началом Второй мировой войны охватившие художника апокалиптические настроения побуждают его возобновить работу над визионерскими сумрачно-тревожными пейзажами (Большое дерево, 1942, частное собрание).

Лит.: Werner A. Chaim Soutine. Paris; New York, 1977; Cogniat R. Soutine. Paris, 1979.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me