Сулоага-и-Сабалета, Игнасио

(Zuloaga y Zabaleta, Ignacio)

1870, Эйбар, Гипускоа — 1945, Мадрид.

Испанский живописец, баск по происхождению. Учился в Римской академии в Париже у Э. Карьера. Формировался под влиянием искусства старых испанских мастеров, особенно тщательно изучая произведения Веласкеса и Гойи. Жил в Эйбаре, Мадриде, Сеговии, Севилье, Париже. Путешествовал по Италии, посетил Геную, Пизу, Флоренцию. Начал выставлять свои картины в парижском Салоне с 1891 и вскоре, как живописец яркого таланта и необычных выразительных образов, приобрел известность в Европе. В картинах из испанской народной жизни, портретах, пейзажах Сулоага стремился подчеркнуть острую национальную характерность своих моделей, суровую красоту кастильской природы: Озорное словцо (1902, Буэнос-Айрес, частное собрание), Деревенские тореро (Мадрид, Нац. музей современного искусства, другой вариант — Сантандер, Музей изящных искусств Сан Тельмо), Ведьмы из Сан Мильяна (1907, Буэнос-Айрес, Нац. художественный музей), Карлик Грегорио, Бурдючник (1908, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; другой вариант — Сарагоса, музей известного керамиста Даниэля Сулоаги, дяди Игнасио), Испанки в ложе (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Дом в Сеговии, Вид Калатаюда (обе — Мадрид, Прадо). Образная характеристика подчас грубовата, обнажена, несет отпечаток иронии и гротеска. Произведения Сулоаги близки приемам, характерным для стиля модерн: акцентирование плоскости цветового пятна, роли линии, силуэта фигур, тяга к декоративности и театрализации, благодаря чему пейзажные фоны иногда напоминают декорации, а немногие фигуры, расположенные на переднем плане, как на авансцене, словно "работают" на публику. Портретное искусство составляет сильную сторону дарования мастера, проявляющееся и в персонажах его картин, и в собственно портретах, от более ранних жанровых (Матадор Корсито, 1907, Нью-Йорк, частное собрание; Семья моего дяди Даниэля, 1910, Бостон, Музей изящных искусств) портретов деятелей культуры (И. И. Щукина, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; художника де Ураига, Мадрид, Нац. музей современного искусства; Мануэля де Фалья, 1932; Автопортрета, 1943) до портретов великосветских дам, преуспевающих нуворишей, представителей правящей элиты. Именно в области позднего портрета Сулоаги очевидны нарастающие в его творчестве тенденции к внешней декоративности.

Лит.: Lafuente Ferrari E. La vida y la obra de I. Zuloaga. Madrid, 1950; Ribera C. Zuloaga, su vida y su obra. San Sebastian, 1955; Arozamena J. M. de. Ignacio Zuloaga, el pintor, el hombre. San Sebastian, 1979.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me