Слютер, Клаус

(Sluter, Claus)

1340/1350, Харлем — 1405/1406, Дижон.

Нидерландский скульптор. Годы учения провел предположительно во Фландрии и Брабанте. В 1379—1385 состоял в гильдии архитекторов, скульпторов и каменотесов Брюсселя. С 1385 работал в столице Бургундии Дижоне при дворе герцога Филиппа Смелого, будучи помощником придворного архитектора и скульптора Жана де Марвиля. После смерти последнего (1389) стал его преемником по руководству скульптурной мастерской. Все известные произведения Слютера находятся в Дижоне и исполнены из камня. В историю европейской скульптуры Слютер вошел как мастер-монументалист, создатель пластического декора церкви-усыпальницы герцогов Бургундских в монастыре Шанмоль в Дижоне. Свою работу он начал с украшения портала церкви (1389—1397). Общая композиция была разработана предшественником Слютера Ж. де Марвиль. Она восходит к характерному для живописи того времени мотиву предстояния заказчиков перед Мадонной. В отличие от свойственного скульптуре готических порталов многолюдья мастер ограничился всего пятью фигурами. В центре — статуя Мадонны с Младенцем. Она находится на высоком постаменте и обрамлена темными створами врат. Это изваяние — главный источник благочестиво-набожной атмосферы всей сцены. На боковых стенах портала — те, для которых предназначена усыпальница, — коленопреклоненные герцог Филипп Смелый и его жена Маргарита Фландрская, молитвенно обращающиеся к Деве Марии. Рядом с ними величественно возвышаются их святые заступники — Иоанн Креститель и св. Екатерина. Мощная пластика фигур, избегающая мелочной деталировки, отличает художественный почерк мастера. Здесь нет той дробной и суетливой трактовки поверхности, которая свойственна большинству скульптур той поры. Позы героев ясны и выразительны. Одежда величаво ниспадает крупными складками, лишь изредка собираясь в узлы, подчеркивающие движения и многозначительные жесты изображенных. Каждая из фигур связана со стеной, но все они воспринимаются самозначимыми скульптурными образами благодаря тому, что мастер обособляет важнейшие части статуй от архитектурной плоскости здания. Еще более уникальным для своего времени является другое монументальное произведение Слютера — т. н. Колодец пророков (1395—1406), располагавшийся во внутреннем дворе монастыря Шанмоль (ныне — Дижон, Музей изящных искусств). Это один из первых, не связанных с архитектурой скульптурных памятников Северной Европы. Композиция, дошедшая до нас не полностью, представляла Голгофу: мощный шестигранный каменный блок служил постаментом для фигуры распятого Христа. От нее сохранилась лишь полная скорбной патетики голова с частью торса. На каждой из шести сторон пьедестала размещены статуи ветхозаветных пророков, предрекавших пришествие Мессии-Спасителя. Они образуют поразительную по жизненности и разнообразию галерею человеческих образов. Особенно впечатляет Моисей, недаром памятник называют также и его именем. Это могучий бородатый старец, взгляд которого словно устремлен в будущее. Своеобразие эмоционального переживания, индивидуальное обличье свойственны и прочим фигурам. С прозорливым Моисеем соседствует согбенный горестными раздумьями Исайя, а по другую сторону — юный Давид, прикрыв глаза, погружен в сочинение псалмов. Рядом с ним, с гримасой скорби, Иеремия, далее — дряхлый Захария, охваченный глубокой печалью. Следом — мудрый Даниил, вскинув голову, указует на свиток с пророческими письменами. Свободно владея материалом, мастер искусно передает молодые и старческие лица, ткань одежд, свитки папируса и тома рукописных фолиантов. Завершить монумент Слютеру помогал его племянник и ученик Клаус де Верве, которому в частности приписывают фигуры ангелочков на столбиках-гранях шестиугольника. Последняя работа Слютера, не доведенная до конца (закончил ее Клаус де Верве), — гробница Филиппа Смелого (1385—1411, Дижон, Музей изящных искусств). Слютеру принадлежит здесь опоясывающая основание саркофага вереница плакальщиков — интересный пример повествовательного решения церемонии погребения. Мастер вновь демонстрирует композиционную изобретательность, остроту пластического восприятия действительности, склонность к экспрессивным характеристикам представленных лиц. Фигуры плакальщиков превращают ритуальное действо в полную напряженного драматизма жизненную сцену. Найденный мастером композиционный прием станет традиционным для французской пластики вплоть до XVI в. Значительные достижения мастера в области скульптуры не нашли, однако, достойного продолжения ни в нидерландской, ни во французской пластике XV в. На его родине, в Нидерландах, в это время преимущественное развитие получает живопись. Однако примечательно, что для ранних произведений нидерландских живописцев этого столетия характерно включение в картинные образы (особенно в алтарные композиции) фигур, исполненных в технике гризайли, имитирующей скульптуру. Возможно, на распространение такого приема оказало влияние знакомство с творениями Клауса Слютера.

Лит.: Мальцева Н. Л. Искусство Нидерландов // Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. Памятники мирового искусства. М., 1994; Troescher G. Claus Sluter und die Burgundische Plastik um die Wende des XIV. Jahrhunderts. Freiburg am Breisgau, 1932; Liebreich E. Claus Sluter. Bruxelles, 1936; David H. Claus Sluter. Paris, 1951.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me