Сансовино, Андреа

(Sansovino, Andrea)

Ок. 1460, Монте Сан Совино — 1529, Монте Сан Совино. Итальянский скульптор и архитектор, тесно связанный с флорентийской школой, ученик Антонио Поллайоло. В 1491 был записан в цех флорентийских скульпторов. Работал во Флоренции (1493—1496 и 1500—1505), Португалии при дворе короля Жоана II (1491—1493 и 1496—1500), Риме (1505—1512), Лорето (1513—1527). Первые дошедшие до нас работы мастера, в т. ч. алтари в церкви Санто Спирито во Флоренции и в церкви Св. Клары в Монте Сан Совино, выполнены в технике терракоты, но впоследствии мастер работал в мраморе. Известность пришла к Сансовино после того, как он выполнил одну из своих лучших работ — мраморную группу Крещение Христа (1502—1506, Флоренция, баптистерий). Группа Сансовино увенчала главный портал этого здания — "Porta del Paradiso" ("Райские двери"), обязанные своим названием великолепным бронзовым дверям, созданным в 1424—1452 Лоренцо Гиберти. В этой первой значительной работе Андреа Сансовино проявляются характерные черты его дарования — сочетание богатства и сложности пластического языка с гармоническим, идеальным началом. Богатство пластики и классическое начало отличают и другие работы Андреа Сансовино этих лет (статуя Аполлона, Лос-Анджелес, Музей; Мадонна с Младенцем, Генуя, собор). В 1505 Сансовино был вызван в Рим папой Юлием II и пробыл до 1512. Самыми значительными работами, выполненными в Вечном городе, были заказанные Юлием II монументальные многофигурные надгробия кардиналов Дж. Бассо и А. Сфорца (1505—1507, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо). Видимо, по желанию папы, оба надгробия, установленные в обширном церковном хоре, были решены совершенно одинаково: центральная часть каждого из них напоминает однопролетную триумфальную арку, обрамляющую неглубокую нишу, в которой установлен саркофаг с возлежащим на нем покойным кардиналом. Обе композиции несколько перегружены архитектурными и скульптурными элементами, но некоторые статуи, в частности женская фигура с песочными часами, принадлежат к лучшим работам Андреа Сансовино. Перегруженность свойственна и самой значительной работе Андреа Сансовино — монументальному табернаклю базилики Санта Каза в Лорето (1520—1523). Среди многочисленных учеников и помощников Андреа Сансовино самым талантливым был Якопо Татти (Якопо Сансовино) — будущий прославленный венецианский скульптор и архитектор.

Лит.: Huntley G. H. Andrea Sansovino. Sculptor and Architect of the Italian Renaissance. Cambrige, 1935; Pope-Hennesy I. Italian Hight Renaissance and Barock Sculpture. Greenwich; New York, 1963.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me