Рюд, Франсуа

(Rude, François)

1784, Дижон — 1855, Париж.

Французский скульптор, крупнейший представитель романтизма в пластике. В юности работал кузнецом, помогая отцу, и одновременно занимался в Художественной школе Дижона под руководством Ф. Девожа. С 1807 в Париже, учится у скульптора Э. Голля, который поручает Рюду выполнение деталей военного снаряжения для рельефов Вандомской колонны, затем переходит в мастерскую П. Картелье. В 1812 побеждает в конкурсе на Римскую премию, однако в Рим поехать не смог: у государства не было денег. После реставрации Бурбонов Рюд из-за гонения на республиканцев в 1815 вынужден эмигрировать в Бельгию. Работает над портретными бюстами, скульптурным декором ряда дворцов и особняков в Брюсселе и его окрестностях. В 1827 возвращается в Париж. Выставленный в Салоне Меркурий (1827—1834, Париж, Лувр) приносит автору известность и благожелательные отзывы критики: "Меркурий Рюда благороден и исполнен олимпийского изящества" (Ш. Блан). Рюд, идеализируя формы, еще следует традициям классицизма, однако проблему передачи движения пытается решить по-новому. В фигуре зафиксированы как бы несколько разновременных действий: собираясь взлететь, посланец богов наклоняется, чтобы поправить крылышко сандалии, согнутая в колене нога подобна пружине, готовой распрямиться, — это стадия подготовки к полету. Следующее действие — начало полета: мускулы левой ноги напряглись, пальцы ступни упруго отталкиваются от опоры, рука устремилась к небу; взвился, словно от встречного ветра, плащ — мгновение, и юный бог улетит. Здесь воплотилась одна из важнейших особенностей искусства XIX в. — стремление передать жизнь природы и человека в динамике развития, ввести в пространственное искусство категорию времени. Ощущением естественности и свободы пронизана статуя неаполитанского мальчика-рыбака, играющего с черепахой (1831—1833, Париж, Лувр), которая воспринимается как предвестие реализма сер. XIX столетия. Самым значительным творением Рюда, делом его жизни стала прославленная Марсельеза (Выступление добровольцев 1792 года) для Триумфальной арки на площади Звезды в Париже, ныне де Голля (1833—1836). В 1792, окруженная врагами, Франция задыхалась от голода, безработицы, военных неудач, 11 июля Законодательное собрание объявило: "Отечество в опасности". Именно в те дни родилась песня Руже де Лиля — Марсельеза, ныне национальный гимн страны. Тысячи добровольцев записались в армию. На рельефе представлена группа волонтеров: взрослые воины, старики, подростки — все устремляются на яростный призыв Свободы, которая вихрем несется над ними на своих распростертых крыльях. Народ нарек ее Марсельеза. Выступление добровольцев 1792 года — самое яркое творение романтизма в пластике, ставшее символом борьбы человечества против тирании. На протяжении XIX и XX столетий скульптура Рюда вдохновляла многих художников. Ныне перед ней горит Вечный огонь над могилой Неизвестного солдата. Рюду особенно удавались те работы, тема которых воодушевляла его. Таким произведением стал заказ на статую маршала Нея — "храбрейшего из храбрых" солдат Франции (1852—1853, Париж, площадь Обсерватории). Сподвижник Наполеона, после его отречения служивший Бурбонам, был послан на борьбу с императором, который самовольно покинул остров Эльбу и двинулся на Париж — знаменитые "100 дней". Но в момент столкновения Ней перешел на сторону Наполеона вместе со своими войсками. В битве при Ватерлоо маршал искал смерти — под ним убило пять лошадей, но он остался жив. Приговоренный палатой пэров к расстрелу, Ней вынужден был сам отдать команду солдатам, которые не хотели стрелять в полководца. У Рюда Ней представлен на поле боя с поднятой саблей. Скульптору удалось вдохнуть жизнь в бронзовое изваяние, фигура маршала пронизана динамикой. Движение трактовано здесь как переход одной позы в другую, что создает у зрителя иллюзию действия, происходящего у него на глазах. Рюд — один из крупнейших мастеров монументальной пластики. Он мыслит грандиозными скульптурными формами, заряженными мощной духовной энергией. Другие работы мастера: Портрет Ж. Л. Давида (1838); Маршал Мориц Саксонский (1836—1838), Жанна д’Арк, внимающая голосам (1845—1852, все — Париж, Лувр), Годфруа Кавеньяк (1845—1847, Париж, кладбище Монмартр), Наполеон, пробуждающийся к бессмертию (1845—1847, Фиксен-ле-Дижон), Памятник Гаспару Монжу (1846—1848, Бон).

Лит.: Стародубова В. В. Франсуа Рюд. М., 1994; Legrand M. Rude, sa vie, ses ?uvres, son enseignement. Paris, 1856; Fourcaud L. François Rude, ses ?uvres et son temps. Paris, 1904; Calmette J. François Rude. Paris, 1920; Drouot H. Une carriere. François Rude. Dijon, 1958.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me