Руссо, Теодор

(Rousseau, Theodore)

1812, Париж — 1867, Барбизон.

Французский живописец и график. Пейзажист барбизонской школы (от названия деревни Барбизон недалеко от Парижа). Происходил из состоятельной семьи, которая поощряла его художественные наклонности. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Ш. Ремона и Г. Летьера. Испытал влияние голландских пейзажистов XVII в., а также Констебла и Бонингтона. С именем Руссо и других художников, работавших в Барбизоне, связан расцвет французского пейзажа. Они открыли красоту сельской Франции — красоту простой, обжитой человеком и благожелательной к нему природы. Руссо много путешествовал по Франции, он хотел, по его словам, "сделаться художником своей страны". Первой картиной, принесшей ему известность, был Вид в окрестностях Гранвиля (1833, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Художник сумел увидеть поэзию в самом обыденном пейзажном мотиве, изобразив размытую дорогу, редкий кустарник, фигурки людей, идущих по своим делам. Придавая композиции большое значение, Руссо вместо характерных для классического пейзажа кулис оставляет пространство переднего плана открытым; часто на нем изображены дорога или тропинка, уводящая в глубину и словно приглашающая зрителя мысленно войти в картину (Весна, ок. 1850, Париж, музей Орсе; Вечер. Кюре, ок. 1850—1855, США, Толедо, Музей искусств). "Если бы я был королем, — говорил Руссо, — я внес бы поэзию в жизнь нации, я поднял бы низшие классы, отупевшие, изуродованные нищетой, и, восстановив красоту человека, я вернул бы ему естественное окружение — пейзаж и небо". Мысли об особом назначении художника, о его роли в жизни общества, о том, что искусство может и должно поднимать человека, сообщали полотнам мастера подлинную эпичность. Картины Руссо пронизаны торжественными ритмами, найденными в бескрайности равнин со скользящими тенями облаков, в мощных дубах, раскинувших свои царственные кроны в просторах неба, в нагромождении скал — это ритмы самой природы, приобщающие зрителя к мировосприятию художника, дающие ему возможность почувствовать в изображении привычного пейзажа отблески величия мироздания (Дубы, 1852; Опушка леса в Фонтенбло. Закат, 1848—1850, оба — Париж, музей Орсе).

Лит.: Яворская Н. В. Пейзаж Барбизонской школы. М., 1962; Toussaint H., Deforges M. T. Catalogue exposition de Theodore Rousseau. Paris, 1967.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me