Романино, Джироламо

(Romanino, Girolamo)

Ок. 1484/1487, Брешия — после 1559.

Итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Работал в Брешии, Падуе (1513), Кремоне (1519—1520), Тренто (1531—1532), Пизонье (ок. 1533—1534), Вероне (1540) и др. городах Северной Италии. Творчество Романино тесно связано с традициями ломбардских местных школ, в которых своеобразный веризм, заземленность сочетались с характерными живописными принципами — холодной, серебристой гаммой, интересом к световым эффектам. В то же время Романино в большей мере, чем другие мастера, соприкоснулся с традициями венецианской школы нач. XVI в., творчеством Джованни Беллини и Джорджоне. Об этом свидетельствуют его ранние работы (Положение во гроб, 1510, Венеция, галереи Академии; Мадонна со святыми, 1513, Падуя, Гор. музей). Самобытность и яркость дарования Романино проявились в работах 1520—1530-х: четырех композициях фрескового цикла Страсти Христа (1510—1520, Кремона, собор), продолженного Порденоне; цикле картин для капеллы Сан Сакраменто (1521—1524, Брешия, церковь Сан Джованни Эванджелиста), алтарных картинах Месса св. Аполлония (1520-е, Брешия, церковь Санта Мария ин Калькера), Антоний Падуанский и донатор (1529, Сало, собор), Обручение св. Екатерины (1520-е, Кальвизано, приходская церковь), полиптихе Рождество (1521—1524, Лондон, Нац. галерея), росписях церкви Санта Мария делла Неве в Пизонье (1533—1534) и др. Фресковые росписи Романино, написанные мощно и широко, отличаются энергией рисунка, свежестью красок, живостью и экспрессией повествовательных интонаций, нарочито заземленным, почти плебейским обликом персонажей. В алтарных картинах с их звучной, насыщенной красочной гаммой, смягченной тонкими переходами светотени, святые также нередко принимают облик могучих простолюдинов, цветущих крестьянских юношей и молодых женщин; их присутствие дополняют в ряде алтарей портреты заказчиков — нарядно одетых провинциальных дворян и горожан. Художественным открытием Романино является его Св. Матфей и ангел (1524, Брешия, церковь Сан Джованни Эванджелиста), предвосхищающий одноименную картину Караваджо и крестьянским обликом святого, и эффектами ночного освещения. Особое место в творчестве Романино занимают росписи Львиной лоджии дворца Буонконсильо в Тренто, выполненные в 1531—1532 для архиепископа Клезио, представляющие удачную попытку соединения характерных для Романино жанровых мотивов (группы музицирующих дам и кавалеров в люнетах), мотивов римской школы (обнаженные гиганты в распалубках) и смелого, предвосхищающего живопись барокко эффекта росписи зеркала плафона с летящей по голубому небу колесницей Фаэтона.

Лит.: Смирнова И. А. Крупнейшие художники венецианской Террафермы первой половины XVI века. М., 1978; Ferrari A. M. Romanino. Milano, 1961.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me