Ремзи, Аллан

(Ramsay, Allan)

1713, Эдинбург — 1784, Дувр.

Шотландский живописец. Работал в жанре портрета. Сын поэта А. Ремзи. Учился сначала в Академии Св. Луки в Эдинбурге, затем недолго в Лондоне у шведского портретиста Х. Хюсинга (ок. 1734) и в 1736—1738 у Ф. Имперьяли в Риме и Ф. Солимены в Неаполе. В 1739 обосновался в Лондоне, где быстро стал одним из ведущих мастеров. У него также была мастерская в Эдинбурге. В ранних портретах Ремзи ощущается стремление к т. н. "большому стилю" (Grand Manner). В постановках фигур явственно читаются античные прототипы. С другой стороны, уже в 1740-е в его творчестве появляется тенденция к простоте композиции, к интимизации образа и внутренней его выразительности. В 1750-е усиливается интерес мастера к пейзажным фонам, подчеркивающим эмоциональность портретов. В эти годы главным его соперником становится молодой Рейнолдс. В 1754 Ремзи снова уезжает в Италию, где его внимание привлекают современные живописцы. Ему также оказались близки французские портретисты, такие как Кантен Латур и Наттье. Не случайно в Риме мастер работает во Французской академии. К этому времени относится Портрет жены художника (1755—1757, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). В написанном с пастельной нежностью изображении сочетаются очарование домашнего уюта, тонкий лиризм и легкая грусть юной модели, предвещающая образы Гейнсборо. По возвращении на родину в 1757 исполнил Портрет Георга, принца Уэльского (Маунт Стюарт, собрание Бьют), будущего короля Англии. Работа так понравилась, что Ремзи был удостоен чести написать венценосную чету в коронационном платье (картина была тиражирована в многочисленных копиях). В 1760 Георг III назначил Ремзи своим главным художником, предпочтя его Рейнолдсу. Портреты Ремзи в рост в известной мере возрождали традиции Ван Дейка. Блестящая живописная техника и точность характеристики присущи самому интересному из них — Портрету леди Мери Коук (1762, Маунт Стюарт, собрание Бьют). Художник обладал склонностью к интеллектуальным занятиям. Сфера его общения была очень широкой, он дружил с Х. Уолполом, являлся членом кружка С. Джонсона, состоял в переписке с Вольтером и Д. Дидро. Его моделями были Ж.-Ж. Руссо (между 1766 и 1777, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии), Д. Юм (1766, Эдинбург, Нац. портретная галерея Шотландии) и др. После 1766 мастер постепенно теряет интерес к занятиям живописью и все больше внимания уделяет литературным трудам. Его перу принадлежат книги и эссе на самые разные темы. Среди них — Исследование принципов английского стихосложения, Диалог о вкусе (1754). К концу жизни Ремзи был практически забыт как художник. Однако в истории портретной живописи Британии он занимает важное место между Хогартом и Гейнсборо, являясь одновременно крупным представителем шотландской национальной школы живописи.

Лит.: Smart A. The Life and Art of Allan Ramsay. London, 1952.

Т. Воронина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me