Рейсдал, Якоб ван

(Ruysdael, Ruisdael, Jacob van)

1628 или 1629, Харлем — 1682, Амстердам.

Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Работал в Харлеме, с 1648 — член гильдии живописцев. Первоначально находился под влиянием гарлемских пейзажистов П. Поттера, Я. ван Гойена, Х. Сегерса, А. ван Эвердингена, К. Врома; в 1650-х его художественный кругозор значительно расширился, чему способствовали путешествия по Голландии и в компании Н. Берхема по Западной Германии, обогатившей молодого художника новыми впечатлениями от горной природы, обширных лесных массивов и средневековой архитектуры. Ок. 1656 Рейсдал поселился в Амстердаме, в 1676 получил в Каэне степень доктора медицины и в том же году был включен в список амстердамских врачей. Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Уже в ранних произведениях 1640-х, связанных с традицией голландского пейзажа 1-й пол. XVII в., запечатлевая непосредственные впечатления от окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646; Пейзаж с путником, 1647, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Дюнный пейзаж, Мюнхен, Старая пинакотека), он сумел придать им обобщающий, приподнятый над повседневностью характер. Попытки восстановить четкую творческую эволюцию мастера сопровождались немалыми трудностями, одна из которых состояла в том, что он датировал в основном только ранние работы; и по сей день установление отдельных ее этапов вызывает разногласия среди исследователей. К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер. 1650-х — кон. 1660-х) принадлежат его лучшие произведения, воссоздающие картину природы, полную мощного величия и драматической изменчивости жизни, пластической осязательности форм, динамики световоздушной среды и напряженности колорита, богатого тональными оттенками. В содержательном и многоплановом творчестве Рейсдала с равной степенью образного проникновения и эмоциональной глубины запечатлены спокойные по настроению широкие голландские равнины, виды городов и различных зданий (Равнина, Берлин, Гос. музеи; Вид Амстердама, Гаага, Маурицхейс; Вид Гарлема, Ветряная мельница в Вейке близ Дурстеде, 1670, обе — Амстердам, Рейксмузеум; Вид деревни Эгмонд, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств); море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Бурное море, Берлин, Гос. музеи; Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств); вековые деревья, лесные чащи, стоячие болотные воды (Лесной вид, 1653, Амстердам, Рейксмузеум; Дорога в лесу, Вена, Музей истории искусства; Болото, Речка в лесу, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт); зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Произведения последних лет жизни Рейсдала. изображающие фантастические горные пейзажи с низвергающимися водопадами и называемые иногда видами Норвегии, в которой он никогда не был, полны сурового величия (Горы в Норвегии, Водопад, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Рассчитанное на сильное эмоциональное воздействие, искусство Рейсдала с его философским осмыслением образов не пользовалось при жизни художника большим успехом. Он умер нищим в амстердамской богадельне.

Лит.: Фехнер Е. Ю. Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже. Л., 1958; Rosenberg K. Jacob van Ruisdael. Berlin, 1928; Simon K. E. Jacob van Ruisdael. Berlin, 1930; Levey M. Ruisdael: Jacob van Ruisdael and other painters of his family. London, 1977; Slive S., Hoetink A. Jacob van Ruisdael. New York, 1981.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me