Редон, Одилон

(Redon, Odilon)

1840, Бордо — 1916, Париж.

Французский живописец, график, декоратор, выразивший в своем творчестве идеи символизма. С 1855 учился у С. Горина в Бордо, затем отправляется в Париж, где изучает архитектуру и скульптуру; с 1864 занимается живописью в мастерской художника академической ориентации Ж. Л. Жерома; неудовлетворенный взаимным непониманием, покидает его. Общение с ботаником А. Клаво, работа с микроскопом открыли перед Редоном новую неведомую область микроорганизмов, причудливых, бесконечно разнообразных органических форм, пробудили фантазию молодого художника. Внешняя оболочка предметов заколебалась и предстала перед ним как видимость, за которой скрывался загадочный таинственный мир. Знакомство с гравером А. Бреденом (1863) оказало большое влияние не только на творчество, но и на формирование личности Редона. Под руководством Бредена художник осваивает различные приемы графического искусства: рисунок углем, литографию и др. В 1865—1870 Редон работает, в основном, углем, затем в черно-белой литографии, создавая большие листы, которые называет "черными", или "чернотами". Современник и ровесник импрессионистов, Редон независим от их исканий и открытий, столь же далек он и от академической живописи. Художник создает свой особый мир образов, он не стремится подражать природе с ее многоцветием. "Нужно с уважением относиться к черному... Он — агент духа...", это "сама жизненная сила человеческого существа... некий осадок... духовной субстанции". Плоды своего воображения, своей мистической фантазии мастер воплощает в серии альбомов: В мечте (1879), Истоки (1883), В честь Гойи (1885), Искушение св. Антония (1888, 1889, 1896) и др. На листах бумаги возникают странные существа: Улыбающийся паук (1881, Париж, Лувр, Кабинет рисунков) — мохнатое насекомое, на тонких паучьих ножках, с темным шаром тела, на котором проступают черты человеческого лица, с гнусно поблескивающими хитрыми глазами, приплюснутым носом и омерзительной улыбкой, приоткрывающей ряд мелких зубов — некий жуткий мутант. Метафора, заключающаяся в произведении, многозначна: перед нами и олицетворение порока, злой силы, и чувство отвращения, которое вызывает у многих вид паука, и в то же время сам "паук" как бы издевается над нашим испугом и, ухмыляясь, радуется ему. Впечатление от работ Редона усиливается при совмещении в одном образе несовместимого, наделенного в то же время чертами натуральной реальности — словно в ночном кошмаре. Эта особенность в дальнейшем привлекла к творчеству Редона внимание сюрреалистов. Важное место в литографиях и рисунках художника занимает символ зрения — человеческий глаз как олицетворение "зрячей души", всепроникающего духовного зрения. Глаз, превращаясь в воздушный шар, взлетает к небу (1885, цикл В честь Гойи); в Гении над водами взгляд больших печальных глаз устремлен на землю, подобно взгляду Бога. Некоторые листы Редон вместо названия сопровождает текстами: Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность; Возможно, первая попытка зрения осуществилась в цветке (1883) (названия многих цветов подтверждают эту идею автора, например, "анютины глазки"); Глаз с головкой мака (1892, Париж, собрание К. Роже-Маркса) и т. д. В 1890-е Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели. Эти работы передают внутренний мир человека (Закрытые глаза, 1890, Париж, музей Орсе). Над мрачной пустыней воды возвышается женская голова, ее губы плотно сомкнуты, глаза закрыты — она полностью погружена в мир своей души, который уподобляется здесь водным глубинам. Художник средствами живописи пытается передать, казалось бы, "неизображаемое", невидимое глазом — тягостный диалог человека со своей душой. Глубокая духовная сосредоточенность воплощена в образе Будды (1905, Париж, музей Орсе), в Христе Святого Сердца (1895, Париж, Лувр). Для позднего периода творчества Редона характерны более многоцветная красочная гамма и соответственно иная тематика: бабочки, цветы, женщины на фоне пейзажа и цветов, трактованные крупными декоративными пятнами (Женщина среди цветов, 1909—1910, Нью-Йорк, собрание Х. Харрис Джонас). Мастер работает и в жанре портрета (Мадам Артюр Фонтен, 1901, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Жанна Шен, 1903, Базель, Музей). Нередко он обращается к античной мифологии (Циклоп, 1898, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер; Рождение Венеры, Париж, Пти-Пале). Декоративный дар Редона проявился в ряде монументальных росписей: в замке Домеси (1900—1903), особняке мадам Е. Шоссон в Париже (1901—1902), аббатств Фонфруад, Нарбон (1910—1914). В 1884 под председательством Одилона Редона было создано Общество независимых художников.

Лит.: Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994; Redon O. A soi-meme (1867—1915). Paris, 1922; Bacou R. Odilon Redon. Geneve, 1956. Vol. 1—2.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me