Пюви де Шаванн, Пьер

(Puvis de Chavannes, Pierre)

1824, Лион — 1898, Париж.

Французский живописец. Представитель символизма, крупнейший монументалист кон. XIX в. Происходил из состоятельной семьи, получил основательное гуманитарное образование. После поездки в Италию (1847, 1848) увлекся живописью. Учился у А. Шеффера, Делакруа, Кутюра, испытал влияние Шассерио. В 1854 выполнил декоративные росписи для дома своего брата (Возвращение блудного сына и Времена года). В Салоне 1861 получил медаль второго класса за картины Война и Мир, позже к ним были добавлены Труд и Отдых (1863) и Славься, Пикардия-кормилица (1865, все — Амьен, Музей Пикардии). С этого времени Пюви де Шаванн получает многочисленные заказы на монументальные работы: для дворца Лоншан в Марселе (Массилия — греческая колония, Марсель — врата на Восток, 1869), для Дворца искусств в Лионе (Священная роща, излюбленная искусствами и музами, 1883—1886). Художник, по его словам, "стремился найти ясный пластический эквивалент для воплощения идеи", с помощью красок и форм передать понятия, мысли, эмоции, состояния души. Музы в Священной роще, словно прекрасные античные статуи, замерли в задумчивых позах на берегу озера, в водах которого отражается закатное небо. Здесь ничего не происходит, нет ни действия, ни ощущения времени — только благоговейная тишина, ибо искусство требует духовной сосредоточенности, не терпит суеты, и фигуры муз — материализованное воплощение духа творчества. Видение античности. Символ формы (ок. 1887—1890, Питсбург, Институт Карнеги) олицетворяет золотой век истории человечества, когда люди жили в согласии друг с другом и природой. Спокойные, чуть приглушенные цветовые сочетания, исполненные гармонии образы людей, величавые позы. Персонажи в композициях немногочисленны, между ними образуются обширные цезуры. Однако эти паузы не воспринимаются пустотами — они формируют особое одухотворенное пространство, пронизанное эманациями мыслей, чувств, душевных состояний. Важную роль играет ритм — замедленный, плавный, торжественный. Здесь царствует разум и нет места суетным страстям. Ощущением вечности веет от величественного, умиротворенного пейзажа. Хотя Пюви де Шаванн не писал пейзажи с натуры, он умел точно передать образ той или иной местности, создавая обобщенные, но поэтические и узнаваемые образы Нормандии, Пикардии, Бургундии. Пейзаж в произведениях мастера не просто фон, а активное пластическое и духовное пространство, играющее в воплощении художественной идеи роль подчас даже более значительную, нежели человеческие фигуры. Это идеальный образ мира, где царят добро и справедливость. Росписи не нарушают целостности архитектуры, они как бы стелются вдоль стен, не разрушая их плоскости. Современниками Пюви де Шаванн воспринимался как великий мастер, стремящийся в своем творчестве воскресить светлые идеалы античности. Произведения: Жизнь св. Женевьевы (1874—1898, Париж, Пантеон), Девушки у моря (1879, Париж, музей Орсе), Науки и искусства (1887—1889, Париж, Сорбонна), Времена года, Добродетели (обе — 1889—1893, Париж, ратуша), Музы (1893—1895, Бостон, Публичная библиотека).

Лит.: Тугендхольд Я. Пюви де Шаванн. СПб., 1911; Foucart J., d’Argencourt I. Catalogue exp. Puvis de Chavannes. Paris, 1976.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me