Преллер, Фридрих

(Preller, Friedrich)

1804, Эйзенах — 1878, Веймар.

Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. Занимался с 1814 в школе рисунка в Веймаре; затем обучался в Академии художеств в Веймаре и Антверпене. В 1822 посетил Дрезден, где изучал в музеях произведения мастеров классического пейзажа, познакомился с произведениями К. Д. Фридриха и И. К. Даля, испытав влияние их пейзажной живописи. Неоднократно путешествовал в Норвегию, на остров Рюген в Балтийском море, а также с кон. 1820-х — в Италию, где сблизился с Й. А. Кохом, изучал его работы. Жил постоянно в Веймаре, выезжая в другие места. В юности проявилось незаурядное дарование Преллера-рисовальщика. В его рисунках пером, сепиях, акварелях (Старый Эйзенах, Портрет отца, Автопортрет, 1827; Лежащий пес) проявилась блестящая академическая выучка, умение передавать особенности натуры. В период первого пребывания в Италии были исполнены рисунки: Портрет Й. А. Коха (1830), Портрет Б. Дженелли (1833), Пейзаж в окрестностях Олевано (1830), Каза Бальби в Олевано (1820-е), Старый Рим (1829). Идеальные виды итальянского ландшафта выглядят классицистически строго в его рисунках, строящихся на тонком сочетании четкой линии и пятна. Влиянием К. Д. Фридриха отмечены пейзаж У Распятия (Веймар, Художественные собрания), акварель Могила гуннов на Рюгене. Преллер, подобно Фридриху, любит передавать в пейзажах эффекты солнечного и лунного освещения (Восход солнца на Рюгене, Веймар, Художественные собрания), изображать одиноко стоящие большие деревья, виды побережья во время штиля или непогоды (Морской берег на Рюгене, Веймар, Художественные собрания). Подобно И. К. Далю, чей талант он очень ценил, Преллер часто путешествовал в Норвегию, писал панорамные пейзажи морского побережья (Побережье в Норвегии, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), изображая сцены бури на море (сепия Буря у норвежского побережья). Из поездок он всегда привозил, как Фридрих и Даль, много зарисовок деревьев, растений, старых валунов, скрупулезно передавая общую форму и мельчайшие детали этих неповторимых частиц природы. После неоднократных поездок в Италию в поздних работах художника усиливается классицистическое видение, подобно Коху, он часто вводит в свои идеальные ландшафты фигуры мифологических персонажей, героев Священного Писания (Гилас, Веймар, Художественные собрания; Прощание с сиренами; Похороны Сарры, 1874, оба — Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Ревекка у колодца, частное собрание; Купание Дианы, 1872, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Некоторая сухость классицистической манеры рисунка проявилась в поздних профильных портретах (К. Экхардт; Концертмейстер Иоахим, 1851; Ф. Лист, все — Веймар, Художественные собрания). Художественные идеалы Ф. Преллера были достаточно архаичны для немецкого искусства в 1850—1860-х. Но его искусство было окрашено воспоминаниями о любимой им природе Италии, обращением к творчеству великих пейзажистов классики, воскрешением лучших традиций национального пейзажа нач. XIX столетия.

Лит.: Gensel J. Friedrich Preller. Bielefeld; Leipzig, 1904; Lammel G. Deutsche Malerei des Klassizismus. Leipzig, 1986.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me