Польке, Зигмар

(Polke, Sigmar)

Род. 1941, Ольсе, Силезия.

Немецкий художник. В 1945 переехал с семьей в Тюрингию, в 1953 — в Северный Рейн-Вестфалию. Освоил технику живописи по стеклу (1959—1960), учился в Гос. художественной академии Дюссельдорфа (1961—1967). В нач. 1960-х Польке, вдохновленный политическими акциями художественной группы "Флюксус", в частности, активными выступлениями одного из ее членов — Й. Бойса, основал вместе с Г. Рихтером творческое движение "капиталистический реализм". Социальная активность художников объяснялась духом нигилизма, воспринятого вместе с искусством дадаизма, а также ироническим протестом против господства соцреализма в странах Восточной Европы. Примером "капреалистической" живописи Польке стали многочисленные субъективные пародии на картины сторонников пуризма, поп-арта и минимализма. К примеру, используя жирную линию, яркий плакатный цвет, иллюзионизм, увеличенные в масштабе точки полиграфического растра, он демонстрировал многочисленные предметы массовой культуры (продукты и вещи из супермаркета — сосиски, плитки шоколада, полотенца, мужские рубашки), либо шуточные портреты их потребителей — анонимные лица со следами губной помады от поцелуя (Для домохозяйки, 1963, Штутгарт, собрание Фрёхлих; Без названия. Поцелуй, поцелуй, 1965, Кёльн, собрание Р. Шпекк; Подруги, 1965—1966, Штутгарт, собрание Фрёхлих). В 1970-х Польке продолжал менять свою художественную манеру: работал в стиле комиксов, с точками полиграфического растра, в духе лирического эстетизированного ташизма. Нередко мастер уподоблял полотно любительскому фотоснимку. В стилистическом многообразии живописной манеры Польке заключалась специфика его творческой стратегии: изобразительные клише прошлых времен были поводом для иронии и одновременно богатым материалом для переосмысления и поиска принципиально новой образности (точки полиграфического растра неожиданно приобретали разномасштабность, либо два изображения накладывались друг на друга и т. д.). В 1980—1990-е Польке был склонен окутывать свое творчество тайной. Он хотел создать имидж мага и волшебника, охотно экспериментируя с различными нестандартными приемами и материалами — алюминий, барий, калий, цинк, лак, чистые пигменты, хлоркаучук, синтетическая смола, метанол, спирт и другие химикаты. Некоторые свои произведения мастер даже назвал "магнетическими", сравнив их выразительную силу со свойствами магнитного поля вокруг чудодейственного камня. Он также обращался к коллажу и объектам "редимейд" (готовые вещи), рисовал красками на полиэтиленовой пленке, натянутой на подрамник (Белое облако, 1992, частное собрание; Русская униформа, 1994, частное собрание). Творчество Польке, соединившее в себе сарказм, гротеск, иносказательность, стало одним из характерных выражений экспрессионистского мышления.

Лит.: Honnef K. Malerei als Abenteuer oder Kunst und Leben // Kunstforum International. 1984. Bd. 71—72. S. 133—151; Meinhardt J. Polke // Kunst-Bulletin. 1990. № 9. S. 15—21; № 10. S. 24—31; Sigmar Polke: Transit / Staatliches Museum Schwerin; Hrsg. von K. B. Wallrabe. Osttfildern; Ruit, 1996.

Е. Орлова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me