Пехштейн, Макс

(Pechstein, Max)

1881, Цвиккау — 1955, Берлин.

Немецкий живописец. Представитель экспрессионизма. Учился в дрезденской Школе прикладного искусства (1900—1903), затем в дрезденской Академии художеств в мастерской О. Гусмана (1903—1906). В 1906 вступил в объединение художников "Мост", положившее начало немецкому экспрессионизму. В период пребывания в Париже (1907—1908) сблизился с фовистами. Под влиянием французской живописи сложился стиль Пехштейна с присущими ему особенностями яркого декоративного колорита, обобщенных контуров, свободной кладки мазков (Речной пейзаж, ок. 1907, Эссен, Музей Фолькванг). Первоначально легкая, прозрачная живопись Пехштейна в период 1910-х сменяется более плотной, пастозной манерой (Двойной портрет, 1910, Берлин, Нац. галерея; На берегу озера, 1910—1911, Берлин, музей "Моста"). В 1914 совершил путешествие на экватор (острова Палау), в результате которого возник крупномасштабный Триптих Палау, представляющий жизнь туземцев в гармоничном единении с природой (1917, Людвигсхафен, Музей Вильгельма Хака). После Ноябрьской революции 1918 принимал активное участие в общественной жизни, был одним из основателей "Рабочего совета по делам искусств" и "Ноябрьской группы". Тематический репертуар Пехштейна типичен для художников "Моста": портрет, пейзаж, обнаженные на натуре. Чуждый авангардным крайностям экспрессионизма, он рано достиг признания публики, критики и академических кругов. В период 1920—1930-х вернулся к повествовательной живописи реалистического типа. В 1922—1937 — член Прусской академии художеств (исключен по указанию нацистских властей). В 1940—1945 жил в уединении в Померании. С 1945 профессор Высшей школы изобразительных искусств в Западном Берлине.

Лит.: Max Pechstein. Erinnerungen. Wiesbaden, 1960; Osborn M. Max Pechstein. Berlin, 1922.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me