Перуджино, Пьетро

(Perugino, Pietro), наст. имя Пьетро Вануччи

Ок. 1445, Читта ди Пьеве — 1523, Фортиньяно.

Итальянский живописец. Мастер умбрийской школы. Работал в Перудже, Риме, Флоренции, Венеции, Орвието, Мантуе и др. городах. В творческом формировании Перуджино значительную роль сыграло знакомство с работами Пьеро делла Франчески и годы, проведенные во Флоренции, где он посещал мастерскую Верроккио одновременно с Леонардо да Винчи. В 1472 был записан в цех флорентийских художников, вплоть до кон. XV в. получал заказы во Флоренции. Перуджино, как и его венецианский современник Джованни Беллини, занимает особое место среди мастеров, завершивших развитие живописи итальянского Раннего Возрождения. Его искусство, тесно связанное с традициями и мироощущением этого времени, в то же время предвосхищает новые принципы художественного синтеза, нормы прекрасного и возвышенного, получившие развитие в искусстве Высокого Возрождения. Черты нового художественного стиля проявляются уже в первой значительной работе Перуджино — фреске Передача ключей апостолу Петру (1481—1482, Ватикан, Сикстинская капелла). Она резко выделяется на фоне входящих в тот же библейский цикл несколько дробных по композиции, перегруженных фигурами и деталями росписей Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли и др. своим немногочисленным композиционным равновесием, обобщенностью мягко круглящихся форм, величественностью фона с центрическим храмом и двумя триумфальными арками. Стиль Перуджино окончательно складывается в многочисленных работах, преимущественно алтарных и станковых композициях 2-й пол. 1490—1490-х. В гармоническом равновесии этих композиций, благообразии мужчин, грациозной миловидности и задумчивости молодых женщин, спокойствии поз, плавности жестов, тихой красоте окутанных воздушной дымкой пейзажей есть безыскусственность и поэтическое начало. Значительна роль пейзажного фона, создающего в картинах Перуджино природно-естественную, приветливую, соразмерную душевному состоянию персонажей пространственную среду. В то же время поиски идеальной возвышенности стиля приводят художника к созданию неких стереотипов, будь то композиционные решения, облик персонажей, грациозные наклоны голов, состояние сентиментальной мечтательности, что делает его искусство несколько однообразным. Кроме Передачи ключей апостолу Петру среди многочисленных работ Перуджино наиболее значительны Мадонна со св. Екатериной и св. Розой (ок. 1483—1485, Париж, Лувр), Благовещение (1488, Фано, церковь Санта Мария Нуова), Видение св. Бернарда (1489, Мюнхен, Старая пинакотека), Триптих Альбани (1491, Рим, вилла Альбани), Мадонна со святыми (1493, Вена, Музей истории искусства; 1493, Флоренция, галерея Уффици), Оплакивание Христа (1495, Флоренция, галерея Питти), фреска Распятие (1495, Флоренция, церковь Санта Мария Маддалена деи Пацци), росписи Колледжо дель Камбио (1496—1507, Перуджа, Колледжо дель Камбио), Триумф Целомудрия (1504, Париж, Лувр), росписи свода Станцы дель Инчендио (1508, Ватикан, Станцы Рафаэля), фрески в церкви Санта Мария Маджоре (1521, Спелло) и др. С именем Перуджино связан ряд портретов. Один из лучших — Портрет Франческо делле Опере (1494, Флоренция, галерея Уффици). Перуджино оказал большое влияние на творческое формирование работавших с ним в молодости, возможно, учившихся у него Пинтуриккио и Рафаэля.

Лит.: Элиасберг Н. Е. Пьетро Перуджино. М., 1966; Gnoli U. Perugino. Spoleto, 1923; Canuti F. H. Perugino. Siena, 1931. Vol. 1—2; Camesasca E., Castellaneta C. L’opera completa del Perugino. Milano, 1969.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me