Перейра, Мануэл

(Pereira, Manuel)

1588, Порту — 1683, Мадрид.

Португальский скульптор, работавший в Испании. Учился в Вальядолиде, после смерти Г. Фернандеса — самая знаменитая фигура кастильской школы. Но по характеру своего дарования был ближе пластическим традициям андалусского юга, работам Х. Мартинеса Монтаньеса и Алонсо Кано. По заказу монашеских орденов создавал статуи деятелей католицизма. Первое произведение — статуя Игнатия Лойолы для иезуитской коллегии в городе Алькала де Энарес (1624). Особую известность скульптору принесли статуи св. Бруно в картезианском монастыре (1633—1635) и для госпиталя картезианцев Мадрида (1635— 1640, Академия Сан Фернандо). В отличие от испанской традиции Перейра часто обращался не к раскрашенному дереву, а к раскрашенному камню, его образы отличаются не столько непосредственным восприятием натуры, сколько передачей их сложного духовного мира. Фигуры крупных объемов, окутанные широкими складками монашеской одежды, изображены в состоянии задумчивой отрешенности и полны скрытого внутреннего движения. Исполненные мастером статуи святых Бернарда, Руперта, Ильдефонса и Ансельма для церкви Сан Пласидо в Мадриде (1645—1655) и достигавшие более 4 метров высоты, не сохранились. Сдержанная и благородная полихромия статуй во многих случаях принадлежала испанскому живописцу Франсиско Камило. В Португалии находится единственно достоверное произведение Перейры — деревянная раскрашенная статуя Мадонна четок (1632) в церкви Сан Домингуш де Бенфика (пригород Лиссабона). Этот популярный в католических странах XVII в. образ молодой цветущей женщины, небесной царицы, полон величия и вместе с тем свободной непринужденности. Особенно уверенно скульптор передал сложный полуоборот младенца Христа.

Лит.: Dos Santos R. Aescultura em Portugal. Lisboa, 1950. Vol. 2.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me