Пеллегрини, Доменико

(Pellegrini, Domenico)

1759, Гальера ди Бассано — 1840, Рим.

Итальянский живописец-неоклассицист венецианской школы. Учился в Академии художеств Венеции у портретиста Л. Галлина, последователя П. и А. Лонги. В 1785 приехал из Венеции в Рим, где изучал живопись А. Р. Менгса, испытал влияние Д. Корви и А. Кауфман. Писал картины на лирические сюжеты в духе неоклассицизма А. Кауфман и А. Кановы, с которым был дружен и которому давал советы в живописи (Венера и Адонис, Лиссабон, Нац. музей современного искусства; Геба, Рим, Академия Св. Луки). При содействии А. Кауфман совершил поездку в Лондон (1792—1803), где работал как портретист, изучал живопись Рейнолдса и Ромни. С 1803 по 1810 работал в Лиссабоне, тоже как портретист. После 1810 жил в Риме, совершал путешествия снова в Лондон (1812), Париж, Венецию, Неаполь. С 1837 член Академии Св. Луки в Риме. Известный гравер Франческо Бартолоцци, работавший в Англии, делал гравюры с произведений Пеллегрини, что способствовало популярности его картин в Англии. На портрете Пеллегрини Бартолоцци изображен сидящим за станком и переводящим рисунок в гравюру (ок. 1795, Венеция, галереи Академии). В портретной живописи Пеллегрини получили развитие лучшие традиции венецианского искусства века Просвещения (Автопортрет, 1827; Портрет Августа Фридриха Английского, оба — Рим, Академия Св. Луки), часто изображал модели в пейзаже (Портрет мадам Юно, графини ди Альбрантес, с дочерью, Бордо, Музей изящных искусств).

Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Lorenzetti G. La pittura italiana del Settecento. Novara, 1942; Donzelli C., Pilo G. M. I pittori veneti del Settecento. Firenze. 1957.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me