Пейнакер, Адам

(Pynacker, Adam)

1621, Пейнакер, близ Делфта — 1673, Амстердам.

Голландский живописец, офортист. Работал в Делфте (1649), Схидаме (1657—1658) и Амстердаме. На творчество Пейнакера решающее влияние оказало трехлетнее пребывание в Италии, где он увлекся образами итальянской природы. По возвращении на родину стал писать монументальные настенные полотна, украшавшие богатые дома Амстердама. Среди них Итальянский пейзаж с большими руинами и водопадом (Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена), Пейзаж с охотниками (Дульвич, Галерея колледжа). Но картины этого типа вскоре вышли из моды и после смерти Пейнакера были забыты. Более известны его небольшие по размерам камерные пейзажи (Двор в итальянской деревне, Дорога над деревьями на берегу реки, Скалистый берег и парусное судно, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Особенно привлекателен написанный художником пейзаж Барка на реке при закате солнца (Морской берег в Италии, 1650-е, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). На переднем плане у берега застыла груженная бочонками большая баржа, темное пятно которой оттеняет застывшую зеркальную поверхность залива с массивом зелени, зданиями и парусниками в правой части. Образ Италии угадывается здесь не в приметах архитектуры и деталях, а в возвышенном и радостном ощущении мира, словно пронизанного кристально чистым светом. Сохранились подписанные талантливые рисунки мастера: Пейзаж с башней (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Итальянский пейзаж (Харлем, Музей Телера).

Лит.: Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. М., 1983.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me