Пачеко, Франсиско

(Pacheco, Francisco)

1564, Сан Лукар де Баррамеда — 1645, Севилья.

Испанский живописец, график, историк и теоретик искусства, учитель Веласкеса, Алонсо Кано, возможно, Сурбарана. Родился в семье моряка, но в детстве, переехав в Севилью, увлекся литературой и получил гуманитарное образование у своего дяди, каноника севильского собора; одновременно в Севилье обучался живописи. После поездки во Фландрию обосновался в Севилье, где в 1611 открыл свою мастерскую, которая стала центром художественной жизни города, она называлась современниками Академией образованнейших людей Испании. Дважды Пачеко совершал поездки в Мадрид: в 1611, когда посетил Эль Греко в Толедо, и в 1623—1624, сопровождая своего ученика и зятя Веласкеса к королевскому двору. Второстепенный, но плодовитый живописец Пачеко писал картины на религиозные сюжеты и портреты. В севильском Музее изящных искусств целый зал посвящен его работам, в которые Пачеко неизменно вносил оттенок сухости и прозаизма, в меньшей мере присущие ему как человеку. Широко и многосторонне образованный, серьезный и опытный педагог, он был примечательной, хотя и противоречивой личностью своего времени. Служение (с 1618) в инквизиции цензором, контролирующим сюжеты картин, не помешало Пачеко увлекаться идеями гуманизма, многие точки зрения, близкие теоретикам итальянского маньеризма, не препятствовали ему отдать дань развивающемуся реализму. Противоречивость теоретических взглядов Пачеко сказалась в его известном трактате Искусство живописи, ее древность и величие (первое издание вышло в свет в 1649). Передовые идеи эпохи нашли здесь выражение в признании чрезвычайно важной для живописца работы с натуры, в высокой оценке искусства портрета. Показательны его слова: "Чтобы быть портретистом, как и поэтом, таковым надо родиться". Самому Пачеко принадлежат добросовестные живописные и графические портретные работы (Портрет пожилых супругов, Севилья, Музей изящных искусств; Портрет рыцаря Саняго, Ричмонд, собрание Кук). Особое место в его творчестве заняла неоконченная Книга-описание подлинных портретов знаменитых и достопочтенных мужей (1599), состоящая из 170 портретов-рисунков представителей духовенства, поэтов, художников, музыкантов, врачей. Выполненные черным и красным карандашами, украшенные орнаментированной рамкой, с краткой биографией под каждым портретом, они отличаются четким, хотя и суховатым рисунком. Тщательно передавая натуру, мастер стремился достичь большей жизненности в изображении лиц. Обращение Пачеко к жанру портретов-рисунков не было случайным, в своей книге он писал: "…истинное сходство в портрете заключается в очертаниях, а это значит, что без рисунка они не могут быть достигнуты". Франсиско Пачеко был значительной фигурой в истории испанской культуры в переломную эпоху от Возрождения к искусству XVII в. Ему довелось соприкоснуться в своей жизни с двумя величайшими живописцами Испании. Описание визита Пачеко в 1611 к стареющему Эль Греко, связанное с созданием его графического портрета для упомянутой серии (портрет не сохранился) стало единственным достоверным рассказом современника о толедском живописце. Пачеко сразу же оценил гениальное дарование Веласкеса, в обучении, жизни и карьере которого он сыграл важную роль.

Лит.: Barbadilla M. Pacheco. Su tierra y su tiempo. Jerez, 1963; Asencio J. M. Francisco Pacheco. Sus obras artisticos y literatios. Sevilla, 1886; Pacheco F. Arte de la pintura. Madrid, 1990.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me