Пароди, Филиппо

(Parodi, Filippo)

1610, Генуя — 1701, Генуя.

Итальянский скульптор. Сын резчика по дереву из Генуи. Сформировался в Риме, где испытал влияние Дж. Л. Бернини. Работал в Генуе, где сильны были влияния французской и испанской пластики, в частности традиции О. Пюже, который жил здесь в 1661—1667, но его работы были лишены драматизма. В работах Пароди сказалось также влияние деревянной религиозной скульптуры ("pasos procesionales"). Основные работы в Генуе: статуи четырех Добродетелей, св. Антония Падуанского, св. Франциска и св. Доменико, надгробие Орацио Секко (базилика Санто в капелле дель Тезоро), Мадонна с Младенцем (церковь Сан Карло), статуя Кротость (церковь Сан Филиппо), Пьета (церковь Санта Джустиниана), в Королевском дворце отдельные аллегорические фигуры, украшения мебели. С 1683 работал в Венеции, в скульптуру которой привнес традицию барокко: использование сочетаний цветного мрамора, экспрессивные жесты и изгибы фигур, развевающиеся одежды; очень изящно умел передавать легкие ткани. Две его наиболее значительные работы: надгробие Франческо Морозини в церкви Сан Никколо да Толентино (ок. 1680) и статуя Иоанна Крестителя в церкви Санта Мария ди Кариньяно.

Лит.: Nava Cellini A. La sculptura del Seicento. Torino, 1982.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me