Одарте, Филипп

(Odarte, Filip)

Португальский скульптор XVI в. О его жизни почти ничего не известно, даже написание его имени различно — Одарте, Ударте, Дуарте. Он работал в Испании в 1523—1526 над заказом для собора в Толедо. Первое упоминание о нем в Португалии относится к 1530, согласно договору о создании скульптурной группы Тайная вечеря для рефектория монастыря Санта Круш в Коимбре. О выдающихся качествах этой скульптурной группы писали современники уже в 1540, отмечая художественную ценность всех статуй. Между тем в исследовании знаменитого памятника остается немало загадочного. Сидящие фигуры апостолов выполнены из красновато-рыжей терракоты. Статуи находятся в плохом состоянии, от некоторых остались только головы, у большинства отбиты руки. В настоящее время невозможно судить об общем характере многофигурной композиции, о расположении статуй, о том, как мастер сумел объединить эти огромные изваяния между собой в пространстве, а также о степени экспрессивности их жестов. При сходстве поз с выдвинутой вперед левой или правой ногой и самого типа мощных, широкоплечих фигур, задрапированных крупными складками просторных одежд, а также общей для всех взволнованности чувств, статуи отличаются острой индивидуальностью облика, темперамента, разным душевным состоянием, то яростно-открытым, то затаенным, то непосредственно-простодушным. Лучше всего сохранились шесть изображений: св. Иоанн Богослов, св. Петр, Иуда, возможно св. Иаков и два не идентифицированных апостола. В отличие от живого, традиционно "плебейского" апостола Петра, в других изображениях подчеркнуты условные восточные черты: густые кудрявые бороды, пышная шевелюра, резкий абрис лица, длинный разрез глаз. Иаков Старший, похожий на ассирийского царя, стремительно выпрямился, словно от внезапного удара; из полуразверстых уст как будто срывается крик. Это прекрасный, обуреваемый страстью образ. С подчеркнутой беспощадностью охарактеризован Иуда. Горбоносый, бородатый, хищный, он сидит согнувшись и исподтишка, скосив взгляд в сторону и сжав рот, прислушивается и наблюдает за происходящим. В трактовке скульптора Иуда — воплощение злобной затравленности, жестокого коварства. Группа Одарте находит известное созвучие в экспрессивной пластике Северной Италии в пугающих своим правдоподобием драматических сценах мастеров Модены — Гвидо Маццони и Антонио Бегарелли. Создание Одарте, наделенное монументальным объемом, независимо живущим в свободном пространстве, выделяется среди скульптуры стран Пиренейского полуострова XVI в., тяготевшей к плоскостно-двухмерному, декоративно-живописному рельефу.

Лит.: Dos Santos R. Historia del arte portugues. Barcelona, 1960.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me