Ноллекенс, Джозеф

(Nolleckens, Joseph)

1737, Лондон — 1823, Лондон.

Английский скульптор. Мастер европейского неоклассицизма. Сын художника Дж. Ф. Ноллекенса, работавшего в жанре бытовой живописи, Дж. Ноллекенс с 11 лет обучался в мастерской скульптора П. Шимейкера, рисунку — в школе в Стренде, изучал античные произведения по слепкам в галерее герцога Ричмонда. С 1759 по 1762 выиграл 6 призов в "Обществе искусств" Лондона за рисунок, копию и оригинальные произведения. 21 мая 1762 отправился в Рим, по дороге посетив Париж, Лион, Турин. В 1762—1770 жил и работал в Риме. Поступил в мастерскую Б. Кавачеппи, сблизился с кругом мастеров и дилеров, работавших для кардинала Александро Альбани (Б. Кавачеппи, Т. Дженкинс, Г. Гамильтон). При посредничестве Г. Гамильтона получил заказ на копию античной статуэтки из собрания Кавачеппи — Мальчик на дельфине. Подобные сентиментальные сюжеты из античности были популярны в среде антикоманов во 2-й пол. XVIII в. и пользовались большим спросом. Скульптор выполнил несколько версий этой статуэтки для высокопоставленных коллекционеров. Создал копию с античной статуэтки Кастор и Поллукс (1765—1767, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В 1768 принял участие в конкурсе Балестры в Риме, продемонстрировав группу Юпитер, Юнона и Ио, за которую был удостоен золотой медали. В 1770 стал членом Академии Св. Луки. Большую известность получил в Риме и как портретист. Одной из его ранних работ является бюст актера Дэвида Гаррика (1764, частное собрание; версия — 1768, Нортхемптоншир, Алтхорн). В Италии им были исполнены бюст Дж. Б. Пиранези (ок. 1765—1770, Рим, Академия Св. Луки) и Лоренса Стерна (1767—1770, Лондон, Нац. портретная галерея). Первый был создан по случаю избрания Пиранези в 1761 членом Академии Св. Луки и, по-видимому, в момент, когда известный архитектор и гравер строил церковь Санта Мария дель Приорато на Авентинском холме в Риме. Бюст Пиранези долго считался работой Дж. Анджелини, так как он был учеником Ноллекенса в течение 8 лет и, кроме того, создателем надгробия Пиранези в этой церкви. Портрет Пиранези исполнен в стиле a l’antique, характерном для неоклассицизма. В подобной же манере выполнен и бюст известного писателя века Просвещения Лоренса Стерна, одного из основоположников европейского сентиментализма, автора прославивших его произведений Жизнь и мнения Тристрама Шенди (1759) и Сентиментальные путешествия по Франции и Италии (1768). С тонким психологизмом раскрыт характер этого талантливого человека, запечатленного также на живописном портрете Дж. Рейнолдса (1760, Лондон, Нац. портретная галерея). С февраля 1771 Ноллекенс жил и работал на родине. В мае 1771 принял участие в выставке Королевской академии художеств Лондона (продемонстрировав бюст лорда Холланд, частное собрание), где выставлялся до 1816. С 1771 — член Королевской академии. Известные работы позднего периода: бюст Ш. Дж. Фокса (1791, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; аббатство Вобурн, Бедфордшир), бюст У. Пита (1806, Шотландия, частное собрание), миссис Ховард (1800, Кумберленд, частное собрание) и др. Создавал также изящные маленькие терракотовые статуэтки и группы (Лаокоон, Суд Париса, обе — Лондон, Музей Виктории и Альберта) с произведений античности.

Лит.: Smith J. Nolleckens and his Times: Comprehending a Life of That Celebrated Sculptor. London. 1828. Vol. I, II; Howard Seymour. Boy on a Dolphin: Nolleckens and Cavaceppi // The Art Bulletin. 1964. Vol. 46. P. 177—189; Kenworthy-Brown J. Genius Recognized: Nolleckens Joseph, the Years in Roma // Country Life. 1979. 14 June. P. 1930—1931; Kenworthy-Brown J. Terracotta Models by Joseph Nolleckens // The Sculpture Journal. 1998. Vol. 2. P. 72—84.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me