Нер, Арт ван дер

(Neer, Aert van der)

1603/1604, Горкум, близ Амстердама — 1677, Амстердам.

Голландский живописец. Основатель и наиболее крупный мастер ночного, лунного пейэажа в голландской живописи XVII в. Жизнь ван дер Нера — трагедия непризнанного художника, произведения которого, прославившие позже его имя, при жизни не пользовались успехом. Ни должность управляющего у господина Аркела в Горкуме, ни коммерческая деятельность в Амстердаме (трактир и винная лавка) не принесли ему материального благополучия. Окончательно разорившись в 1662, он вернулся к живописи и умер в нищете. Арт ван дер Нер не сразу нашел свою тему и присущие ей изобразительные приемы. Его ранние картины (Пейзаж с охотником на лошади, двумя пешеходами и двумя собаками, 1639, Амстердам, Рейксмузеум), написанные в коричневых тонах, следовали традиции жанровых сцен на фоне пейзажа. Исследователи считают, что в раннем творчестве он испытывал влияние работавшего в Амстердаме шведского живописца Р. Кампейхаузена. Истинным призванием Арта ван дер Нера стали пейзажи с лунным освещением. Художник оживил привычные виды голландской природы новым, смелым и эффектным мотивом. Его картины находятся ныне в крупных мировых собраниях (Лунная ночь на реке; Восход луны; Лунная ночь; Ночной вид на реке с рыбаками, развешивающими сети, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Голландская деревня при восходе луны, Прага, Нац. галерея; Лунный вид, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Композиция, в которой высокая точка зрения позволяет достичь впечатления единой световоздушной среды, гармоничный колорит, контрасты света и тени, богатство рефлексов, придает лучшим полотнам мастера волнующую красоту. Ему особенно удавались передача полной луны или в просветах легких облаков, или ее отражение в воде ночных рек и пустынных заливов. Интерес Ван дер Нера к проблеме освещения проявился и в пейзажах, изображающих восход солнца (Пейзаж с мельницей, после 1650, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), и в большой группе произведений, посвященных драматической теме ночных пожаров, породившей в голландской живописи новый жанр картин. В немногочисленных лирических зимних пейзажах представлены обычно вечерние сумерки (Зимний вид на реке, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Катание на коньках, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). При посмертной распродаже имущества разорившегося мастера не были упомянуты его прекрасные рисунки. Их известно крайне мало, исполненные кистью и пером, они изображали также вечерние, ночные и зимние сцены. Творчество Арта ван дер Нера породило много последователей. Оно высоко ценилось немецкими художниками-романтиками XIX в.

Лит.: Тарасов Ю. Д. Арт ван дер Нер // Искусство. 1977. № 7.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me