Навез, Франсуа Жозеф

(Navez, François Joseph)

1787, Шарлеруа — 1869, Брюссель.

Бельгийский живописец. С 1803 посещал Академию рисунка в Брюсселе. В 1807—1812 занимался в Академии художеств Брюсселя, изучал искусство Рубенса и Ван Дейка. В 1813—1816 как пенсионер брюссельского Общества изящных искусств обучался в Париже у Давида, дружил с Энгром, Ф. М. Гране. В 1817—1821 как пенсионер Общества работал в Риме. В 1819 посетил Неаполь. С 1822 жил и работал в Брюсселе, став в том же году почетным членом Общества изящных искусств, в салонах которого постоянно выставлялся. С 1822 — член Академии художеств Амстердама, с 1826 — член Института Нидерландов, с 1832 — член Института Франции, в 1835—1862 — директор Академии художеств Брюсселя, с 1845 — член Королевской академии Бельгии, с 1856 — Академии Св. Луки в Риме. Имел в Брюсселе художественную мастерскую, которая в 1849 перешла к его зятю Я. Порталсу. С 1863 — почетный директор Академии художеств Брюсселя. Писал портреты, а также картины на мифологические и литературные сюжеты. В раннем полотне Сон Атала (1834, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) на популярный в нач. XIX в. сюжет из повести Р. де Шатобриана Атала темный колорит, четкая определенность фигур, уподобленных рельефу, указывают на следование классической традиции в трактовке романтической темы. Портреты Семья Хемптинне (1816, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Семейство аптекаря Сени (1822, Брюссель, частное собрание), Мадам Ф. Ж. Навез с сыном (1825, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Мадам Латюи и дети художника (1831, Брюссель, частное собрание) исполнены в форме романтического группового портрета. Художник часто изображает фигуры в пейзаже, реже — в интерьере, придавая сценам несколько бытовой настрой, свойственный портрету сентиментализма. В традициях романтической портретной живописи начала XIX в. написан Автопортрет (ок. 1826, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Резкий поворот головы, обращенный к зрителю, таящий глубокое внутреннее беспокойство взгляд рождают ощущение, что портрет создавался в переломный момент судьбы. Более репрезентативен портрет Ж. Л. Давида (1818, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Как всегда в портретах Навеза, зеленоватый фон, оживленный световыми нюансами, позволяет эффектно выделить объем фигуры, подчеркнуть красочное разнообразие деталей костюма. Живописную и композиционную манеру Давида напоминают естественная спокойная поза портретируемого, несколько напряженное выражение лица, прием последовательных тонких лессировок, придающих гладкость красочным слоям и оживляющих цвета палитры. Ранним портретам Навеза присущи сентиментальный оттенок и изящная грация персонажей (Мадам Фабер, 1816, Брюссель, Королевский музей изящных искусств; Мадам Шапель, 1814, Гент, Музей изящных искусств; Мадам Фруамон, 1827, Брюссель, частное собрание), а поздним (Ж. Латюи, 1840; Мадам А. Д. де Хемптинне, 1847; Месье А. Д. де Хемптинне, 1847, все — Брюссель, частные собрания) — натуралистичность и парадная репрезентативность образов. Тонкий колорит ранних произведений сменяется в работах 1830—1850-х более однообразной и темной гаммой. Вошедший в историю искусства XIX в. как крупнейший мастер бельгийского классицизма художник имел много учеников, среди которых де Гру, Менье и др.

Лит.: Alvin M. L. Fz. J. Navez. Bruxelles, 1871; Puyvelde L. van. François Joseph Navez. Bruxelles, 1931; Maret F. François Joseph Navez. Bruxelles, 1962.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me