Мор Ван Дасхорст, Антонис

(Mor van Dashorst, Antonis), Антонио Моро (Antonio Moro)

Между 1517—1519, Утрехт — 1576 или 1577, Антверпен.

Нидерландский живописец, портретист. Учился в Утрехте у Скорела. С 1547 состоял в гильдии живописцев Антверпена. Исполняя портретные заказы, посетил многие европейские государства: Италию, Испанию, Португалию (1550—1553), Англию (1554), вновь Испанию и Португалию (1559—1560), работал в Брюсселе (с 1549), Утрехте (1560—1567; придворный художник на службе кардинала Гранвеллы и испанских наместников), Антверпене (с 1568). Придворный художник испанского короля Филиппа II (1559—1560). Мор создал тип парадного портрета, получивший широкое распространение не только в Нидерландах, но и в других европейских странах; творчество Мора, в частности, оказало большое влияние на испанский портрет. Живописцем была выработана своеобразная композиционная схема: портретируемый представлен у него обычно в величину натуры, по пояс или поколенно, в трехчетвертном повороте; при обращенном несколько в сторону лице, глаза как будто следят за зрителем, и этот скошенный взгляд вносит в характеристику модели дополнительную живость. Мастер, несомненно, стремится к достижению портретного сходства, но вместе с тем образы объединены чертами сословной общности: благородство осанки, снисходительная надменность взора в определенной мере нивелируют личное начало. Темная колористическая гамма, нейтральность фона усиливают торжественную репрезентативность модели. Все эти качества наглядно проступают в портретах кардинала Гранвеллы (1549, Вена, Музей истории искусства), английской королевы Марии Тюдор (1554, Мадрид, Прадо), Вильгельма Оранского (1555—1556, Кассель, Картинная галерея). Более непосредственными выглядят портреты, не связанные с официальными заказами (Автопортрет, 1558, Флоренция, галерея Уффици; Портрет жены художника, ок. 1554, Мадрид, Прадо). В первом художник изображает себя за мольбертом со всеми атрибутами своей профессии. Жена показана с собачкой на коленях, что сразу вносит ноту интимности. В поздний период творчества, когда Мор обосновался на родине, он стал чаще обращаться к изображению людей своего круга, внося в их характеристики больше сердечности и теплоты.

Лит.: Marlier G. Antonis Mor van Dashorst. Bruxelles, 1934; Frerlichs L. S. J. Antonio Moro. Amsterdam, 1947; Friedlander M. Antonis Mor and his contemporaries. Leyden, 1975.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me