Мондриан, Пит

(Mondrian, Piet), наст. имя Питер Корнелис (Pieter Cornelis Mondrian)

1872, Амерсфорт — 1944, Нью-Йорк.

Голландский живописец и теоретик искусства. Один из основоположников абстракционизма. Обучался рисунку сначала у своего дяди, пейзажиста Ф. Мондриана. Учился в Академии художеств Амстердама (1892—1897). В 1901 совершил путешествие в Испанию. Пейзажи 1902—1910, написанные в окрестностях Амстердама, в Брабанте и Зеландии, свидетельствуют о стремительной эволюции художника от реализма к экспрессионизму (Пейзаж с розовым облаком, ок. 1908; Лес, ок. 1910, оба — Гаага, Гор. музей). В сериях 1908—1910, разрабатывающих мотивы дерева, церкви, мельницы, маяка, натурная форма последовательно уплощается и схематизируется (Красное дерево, 1909—1911; Колокольня церкви в Домбурге, 1910, обе — Гаага, Гор. музей). В Серебряном дереве (1911, Гаага, Гор. музей) схематизм достигает максимума; линии ветвей сплетаются в сетку, растягивающуюся по поверхности картины. Поиск "сущностной", отвлеченной от феноменальных проявлений формы осуществлялся Мондрианом под воздействием идей теософии. В 1909 он вступил в голландское теософское общество. В 1911—1914 художник жил в Париже. В картинах этого времени, отмеченных влиянием кубизма, природный мотив растворяется в пересечениях дугообразных, ломаных, наклонных линий (Яблоня в цвету, ок. 1912; Композиция с деревьями, ок. 1912, обе — Гаага, Гор. музей). Композиции 1913—1914 выстраиваются из горизонталей и вертикалей, чередующихся в дробном ритме; ранее ограниченная цветовая гамма насыщается ярко-голубыми, розовыми, оранжевыми тонами (Овальная композиция, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Овальная композиция, 1914, Гаага, Гор. музей). Вернувшись в Голландию, Мондриан в 1915 встретился с Ван Дусбургом. В 1917 ими были основаны журнал Де Стейл (Стиль) и художественное объединение под тем же названием. Мондриан, идейный лидер группы, опубликовал в журнале ряд статей, в которых излагались его теория неопластицизма, возникшая под влиянием "пластической математики" голландского философа М. Схумакерса. Художник призывал к денатурализации форм, очищению природы от внешнего, иллюзорного многообразия и выявлению таящейся в ней изначальной схемы. Визуальным аналогом сверхчувственного абсолюта, по мысли Мондриана, являются первичные оппозиции: плоскость — линия, горизонталь — вертикаль, цвет — не-цвет (ахроматические цвета). Уравновешенность этих элементов должна отражать рациональную гармонию мира, "эквивалентность духа и материи". Принципы неопластицизма Мондриан считал универсальными, применимыми не только для проектирования материальной среды, но и для создания гармоничного общественного устройства. В 1919 Мондриан вернулся в Париж, где в следующем году была опубликована его брошюра Неопластицизм. Во второй парижский период (1919—1938) система геометрической абстракции Мондриана обретает законченность. Композиции строятся на пересечениях вертикальных и горизонтальных линий. Часть образовавшихся прямоугольников ровно закрашивается (художник пользовался лишь тремя цветами: красным, синим, желтым). Цветные ячейки противопоставляются белым, "пустым" клеткам (Композиция с красным, желтым и синим, 1921, Гаага, Гор. музей; Картина № 2, 1921—1925, частное собрание). Мондриан работал большими сериями: композиции, вписанные в квадрат или ромб, композиции с разной толщиной черных линий и т. п. В таких "периодических рядах" унифицированные элементы образуют жесткий каркас, внутри которого перемещаются "подвижные" модули, создавая всякий раз новые комбинации: цветные секции, тяжелые и легкие, монолитные и расчлененные, сдвигаются к центру или смещаются на периферию, оставляя обширные паузы пробелов; окрашенные "тела" свободно зависают либо опираются на прочные основания; черные линии решетки то плотно сдвигаются, то расходятся как в трансформирующейся конструкции (Композиция с желтым и синим, 1929, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнигена; Композиция, 1935, Чикаго, Институт искусств; Композиция с красным и черным, 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1929 художник создал Картину-поэму, в которой столбцы поэтического текста М. Сефора встраиваются в неопластицистскую конструкцию (Париж, собрание М. Сефора). Порвав с группой "Де Стейл" в 1924, Мондриан длительное время пребывал в одиночестве. Однако в 1930-х приобрел большой авторитет в кругах художников и интеллектуалов, был ведущей фигурой в объединениях "Круг и квадрат" и "Абстракция—Творчество". В 1938 Мондриан переселился в Лондон, а в 1940 эмигрировал в США. Здесь его система претерпевает определенные изменения: черные линии исчезают, дробные цветные поверхности мелькают в прерывистых ритмах, вызывая ассоциации с беспокойной суетой американского города (Нью-Йорк сити I, 1942, Париж, Нац. музей современного искусства; Буги-вуги на Бродвее, 1942—1943, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Лит.: Пит Мондриан: Каталог выставки. СПб.; М., 1996; Seuphor M. Piet Mondrian. Paris, 1956; Ragghianti C. L. Mondrian. Milano, 1962; Lemoine S. Mondrian et De Stijl. Paris, 1987.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me