Мозер, Лукас

(Moser, Lucas)

Немецкий живописец верхнерейнской школы. Все сведения о художнике, дошедшие до нас, содержатся в красноречивой надписи на его единственной достоверной работе — Алтаре Марии Магдалины (1431, Тифенбронн, приходская церковь): "Лукас Мозер, живописец из Вейля, мастер этого произведения; моли Бога за него. Кричи, искусство, кричи и жалуйся: никто теперь тебя не домогается. Увы, это так. 1431". Тифенброннский алтарь — первое проявление новых, предвосхищающих Возрождение веяний в немецкой живописи XV в. Три главные сцены изображают эпизоды из легенды о Марии Магдалине и объединены общим фоном: слева это морской прибрежный пейзаж, справа — городские постройки приморского города. Художник стремится изобразить глубину пространства как природного, с уходящим вдаль морским заливом и ясным голубым небом, так и архитектурного с представленными в ракурсах постройками. Люди здесь не главенствуют, они составляют органическую часть окружающей среды. Множество метко схваченных деталей сообщает происходящим событиям жизненную достоверность, свидетельствуя о наблюдательности мастера и о его желании выявить в легенде черты реальности. Идиллическое настроение, окрашивающее эти изображения, завершается в тимпане, замыкающем сверху всю алтарную композицию: в маленькое пространство своеобразного треугольника гармонично вкомпонован эпизод, изображающий Христа в доме Марфы и Марии. Наклоны и повороты фигур возле стола в центре вторят линиям обрамления, пустое пространство в углах уравновешено корзиной с припасами с одной стороны и собакой — с другой. Такое же чувство равновесия и меры проявляет художник и в живописи узкой пределлы внизу, заполненной полуфигурными изображениями мудрых и неразумных дев.

Лит.: Piccard G. Der Magdalenenaltar des L. Moser. Wiesbaden, 1969.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me