Мештрович, Иван

(Mestrovic, Ivan)

1883, Врполе, Славония — 1962, Саут-Бенд, США.

Югославский скульптор. Родился в семье резчика по камню. Уже в детстве вырезал и лепил, чем обратил на себя внимание местной интеллигенции, которая помогла ему попасть в мастерскую каменотеса в Сплите (1900). Оттуда он едет в Вену и учится скульптуре в Академии художеств (1901—1904) у Э. Хельмера, Х. Биттерлиха и О. Вагнера. Участвует в выставках "Венского Сецессиона". В 1908—1909 живет в Париже, в 1911—1914 — в Риме. Участие в Международной римской выставке 1911 помогает ему получить признание в Европе. В 1915 работает в Англии, в 1916 — в Париже и Женеве, в 1917 — Париже и Каннах. После Первой мировой войны возвращается на родину. С 1922 — профессор Академии художеств в Загребе (с 1923 — ее ректор). В 1942 из-за преследований хорватских националистов-усташей уезжает в Рим, а затем в Швейцарию. В 1947 приглашен в США, становится профессором скульптуры в городе Сиракузы (1947—1955), а затем в университете Саут-Бенда. Художественная деятельность Мештровича, начавшаяся в самые первые годы XX в., составила целую эпоху в становлении хорватского и всего югославского искусства. Мастер стал выразителем сокровенных чаяний своего народа, его стремления к национальной независимости. С детства он впитал многовековые традиции искусства, развивавшиеся на древней земле Далмации, в том числе традиции античности, памятники которой находились в непосредственной близости от родимых мест. Обучение в Вене в период расцвета "Венского Сецессиона", пребывание в Париже и знакомство с творчеством ведущих мастеров Франции — О. Родена и А. Бурделя — позволили молодому скульптору усвоить наиболее плодотворные тенденции в скульптуре своего времени. Отдав им определенную дань, Мештрович, однако, очень скоро формирует свой, самобытный стиль. Все творчество Мештровича пронизано идеей величия исторического прошлого своей страны. Самым значительным созданием скульптора до Первой мировой войны был проект храма-монумента в память битвы на Косовом поле (1908—1912). Битва южных славян с турками на Косовом поле, происшедшая в 1389, вошла в народный эпос. В проекте Мештровича и в созданных им для этого комплекса произведениях даны как обобщенно-монументальные образы героев: Милош Обилич (1909), Марко Королевич (1910, оба — Белград, Народный музей), так и экспрессивные изображения страдающих вдов и матерей. Проект не был воплощен в жизнь из-за сложных общественных и политических условий в югославянских землях тех лет. Возникновение объединенной Югославии после Первой мировой войны дало Мештровичу новые стимулы для творчества. Скульптор получил возможность осуществить свои замыслы в области монументального искусства. В первых скульптурных монументах, созданных в 1920-е, мастер как бы пробует свои силы. Памятники деятелям отечественной истории и культуры — Марко Маруличу в Сплите (1924) и Йосипу Юраю Штросмайеру в Загребе (1925—1926) — еще довольно камерны. Памятник Григорию Нинскому в Сплите (1926—1927) более значителен (высота бронзовой статуи 7,5 м). Грандиозные размеры, обобщенность форм превращают его в героический монумент, в символ духовной убежденности и стойкости (Григорий Нинский — епископ Хорватии X в., отстаивавший перед римской курией самостоятельность хорватской церкви). Образ полон патетической страстности, чему способствует энергичная поза, открытость жеста поднятой правой руки с простертым указующим перстом. В 1920-е Мештрович создает ряд мемориальных комплексов: мавзолей семьи Рачич в Цавтате (1920—1923) и родителей скульптора в Отавице (1927—1930). Сооружения являют собой своеобразные эскизы к главному созданию мастера — Памятнику неизвестному солдату, воздвигнутому на горе Авала близ Белграда (1934—1938). В этом сооружении скульптор смог с наибольшей полнотой воплотить свое тяготение к искусству синтетического характера. Помимо пластических и архитектурных компонентов в сферу воздействия мемориального комплекса активно вовлечена окружающая природная среда. Основная часть ансамбля венчает вершину 500-метровой горы. По склону к мавзолею поднимается широкая дорога, переходящая затем в лестницу, обрамленную чередой стел с траурными факелами. Густые ряды деревьев по краям препятствуют боковому обзору, подчеркивая одностороннюю направленность перспективы. Вход в мавзолей фланкируют величественные фигуры кариатид. Это — женщины-матери, облаченные в национальные одежды разных краев Югославии. Форма скульптур обобщена, силуэт спокоен и плавен, складки одежд ритмизованны. Все гармонирует со строгими линиями архитектуры мавзолея. Благодаря свечению светло-серого гранита, из которого изваяны фигуры, полировке поверхности статуи четко вырисовываются на фоне черных квадров постройки. Вступив внутрь помещения, погруженного во мрак, посетитель испытывает чувство торжественной скорби. И тем очистительнее катарсис, переживаемый по выходе с противоположной стороны. Здесь открывается широкая панорама окрестных просторов: залитые светом долины, поля и леса. Памятник неизвестному солдату оказался вдохновляющим образцом для югославских монументалистов. Принципы эмоционально-образного решения, основанные на использовании различных видов искусства в сочетании с природным окружением, стали основополагающими для скульпторов Югославии послевоенного времени. Помимо монументальной скульптуры Мештрович обращался и к жанру станковой пластики. И здесь он создавал образы обобщенного характера, как, например, Воспоминание (1908, Белград, Народный музей), Дитя обетованное (1927, Сплит, галерея Мештровича). Даже создавая портретные изображения, он придает им часто черты всеобщности. Скульптура Моя мать (1909, Сплит, галерея Мештровича) при всей конкретной реальности облика воспринимается как воплощение материнства, Автопортрет (1911—1912, Флоренция, галерея Уффици) — как образ творческой личности. Скульптор работал в разных материалах и жанрах, часто обращался к деревянному рельефу, особенно в произведениях, предназначенных для церкви. Есть у него и живописные работы, колорит которых строится обычно на сдержанных красноватых тонах, свойственных монументальной стенописи. Глубина и содержательность образов Мештровича выразили пафос национального самосознания, создания скульптора вошли в сокровищницу хорватского искусства, стали ее золотым фондом. В 1952 в Сплите, в Доме-мастерской Мештровича, построенном им по собственному проекту, была открыта галерея скульптора.

Лит.: Тупицын И. К. Иван Мештрович. М., 1967; Keckemet D. Ivan Mestrovic. Beograd, Zagreb; Ljubljana, 1970; Ivan Mestrovic. Zagreb, 1987.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me