Менцель, Адольф

(Menzel, Adolf)

1815, Бреслау, ныне Вроцлав — 1905, Берлин.

Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. В 1830 переехал с семьей в Берлин и работал в литографской мастерской отца. Посещал рисовальный класс берлинской Академии художеств, но, недовольный получаемым образованием, через 6 месяцев прекратил занятия, оставшись самоучкой. В 1850-х ежегодно путешествовал по Рейну и Дунаю, побережью Балтийского моря, посетил Вену, Прагу, побывал в Голландии. В 1855, 1867, 1868 был в Париже. В 1880, 1881, 1882 — в Вероне. С 1886 — почетный член берлинской Академии художеств. Начинал в 1830-е как литограф и рисовальщик. В кон. 1830-х попробовал работать в технике живописи маслом. Ранние пейзажи — Вид на парк принца Альберта (1846), Строительная площадка с ветлами (1846), Этюд облаков (1851), Железная дорога Берлин — Потсдам (1847, все — Берлин, Гос. музеи) — написаны легко и свободно, экспрессивным мазком. Предвосхищая полотна импрессионистов, художник передает в них изменчивость жизни природы. Ощущение ритма нового времени рождает движущийся по железнодорожному полотну состав в окружении световоздушной дымки. Отзвуки искусства немецкого бидермайера с его поэтизацией обыденной жанровой темы присущи полотну Комната с балконом (1845, Берлин, частное собрание). Интерес к воспроизведению интерьерного пространства чувствуется и в картине Проповедь в старой монастырской церкви в Берлине (1847, Дрезден, Картинная галерея). Острое внимание в передаче характерного в облике персонажей, не свойственное бидермайеру, предвосхищает поздние многофигурные композиции художника из народной жизни. В 1848 было создано полотно Похороны мартовских жертв (Гамбург, Кунстхалле), повествующее о современных художнику событиях. Изображение траурной манифестации на похоронах жертв баррикадных боев в дни революции 1848 в Берлине явилось одним из первых исторических полотен на современную тему в искусстве XIX в. С глубоким чувством трактует Менцель и тему исторического национального прошлого в серии из 11 живописных полотен, посвященных правлению Фридриха Великого (Берлин, Гос. музеи; Гамбург, Кунстхалле). Увлеченный образом просвещенного монарха, художник изображает сцены в интерьере (Концерт в Сан-Суси, "Добрый вечер, господа!", Круглый стол в Сан-Суси) или в пейзаже (Ночной бой под Хох Кирхом), стремясь к точному воспроизведению исторических деталей, живо трактуя образ самого Фридриха II. В 1855, после первой поездки в Париж, под впечатлением от посещения театра на Больших бульварах было написано полотно Театр Жимназ (Берлин, Гос. музеи). Теме театра, позволяющей передать разнообразие человеческих характеров, переживаний актеров и зрителей, посвящено и полотно Крестьянский театр в Гастейне (1859, Гамбург, Кунстхалле), созданное после поездки в Тироль. Из поездок по Дунаю и Рейну художник привозил много рисунков, акварелей, гуашей, пастелей, сделанных на натуре, в которых переданы бытовые сценки, пейзажные мотивы, портреты-типы. Теме жизни города посвящены картины, исполненные после второй поездки в Париж в 1867, Парижские будни (1869, Дюссельдорф, Художественный музей), После полудня в Тюильри (1869, Дрезден, Картинная галерея), Воспоминания о Люксебмургском саде (1872, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Менцеля, как и французских импрессионистов, привлекает возможность передать будничный, но полный особого шарма ритм жизни Парижа и его обитателей, красочную неповторимость зелени бульваров и парков с прогуливающейся в них нарядной и шумной публикой. В 1870—1880-е художник пишет полотна Железопрокатный завод (1875, Берлин, Гос. музеи), На стройке (1875, Берлин, частное собрание), Точка ножей в Хофгастейне (1881, Лондон, частное собрание). Его увлекает изображение процесса работы пролетариев металлургического завода Верхней Силезии и труда берлинских каменщиков, он передает эти сцены с живым интересом к фактам новой действительности. Значительным явлением в искусстве 2-й пол. XIX в. стала картина Менцеля Процессия в Гастейне (1880, Германия, частное собрание). Художник разворачивает в этом многофигурном ("хоровом") полотне панораму народной жизни, с мастерством художника-реалиста передавая социальное разнообразие типов, саму атмосферу маленького провинциального города. Демократические тенденции искусства Менцеля оказали влияние на поколение более молодых художников (Лейбль, Либерман и др.). На протяжении всей жизни художник работал в книжной графике. Он исполнил иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера (1839—1842), Сочинениям Фридриха II (1843—1849), Разбитому кувшину Г. Клейста (1877), сыгравшие свою роль в последующем развитии искусства книги.

Лит.: Марченко Е. И. Адольф Менцель. М., 1976; Kaiser K. Adolf Menzel. 1815—1905. Berlin, 1956; Hutt W. Adolf Menzel. Dresden, 1972; Jensen J. Ch. Adolf Menzel. Koln, 1982; Lamme G. Adolf Menzel. Frideriziana und Wilhelmiana. Dresden, 1988.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me