Мена-и-Медрано, Педро де

(Mena y Medrano, Pedro de)

1628, Гранада — 1688, Малага.

Испанский скульптор. Родился в семье известного гранадского скульптора Алонсо де Мены и с детских лет был связан с деятельностью мастерской своего отца. Педро было 18 лет, когда умер его отец, но он уже имел скульптурные работы в церквах Гранады. С приездом в Гранаду Алонсо Кано он испытал сильное влияние его искусства, стал учеником и последователем мастера. Не порывая с традицией раскраски деревянной скульптуры в технике эль эстофадо (т. е. по золотому фону), Мена внес в нее некоторые новшества. В 1653, работая совместно с Кано над большими статуями для одного из гранадских монастырей, стремился подчеркнуть экспрессивность их лиц (голова св. Педро де Алькантара); в гранадской церкви Сан Антон ему принадлежат статуи (св. Иоанн Евангелист, св. Диего де Алькала, св. Франсиско и св. Клара), в которых непосредственность воспрятия натуры преобладала под идеальностью образов Кано. В 1858 Мена переезжает в Малагу, наступает зрелый период его творчества. По заказу епископа Мартинеса Сарагосы он исполнил 40 рельефов с фигурами святых для хора собора в Малаге. Некоторые изображения сохранили близкие Кано иконографические мотивы, но в целом мастер обрел творческую самостоятельность, создал превосходные образы, полные суровой силы (особенно изображения св. Исидора, св. Себастьяна, св. Хуана де Дьос). Из Малаги Педро де Мена совершил поездки в Мадрид и Толедо, где получил звание почетного скульптора собора в Толедо за созданную им статую св. Франциска Ассизского (ок. 1663, Толедо, собор, сакристия). Совсем небольшая статуя приобрела значение монументального символа неукротимого человеческого духа, заключенного в бренную телесную оболочку. Лучшие работы Педро де Мены сочетают в себе внешний лаконизм форм с внутренней эмоциональной наполненностью образа. Среди них статуя немолодой, находящейся во власти мистического чувства Марии Магдалины (ок. 1664, Вальядолид, Нац. музей скульптуры), образы скорбящей Девы Марии (1673, Мадрид, монастырь Дескальсас Реалес; Куэнка, собор; Гранада, Музей изящных искусств; ок. 1676, Малага, церковь Сантос Мартирес). В период, когда традиции барокко все настойчивее проникали в Испанию, проявлялись в бравурности и мелодраматизме, в беспокойной избыточности дробных разорванных форм, творчество Педро де Мены выражало национальное начало.

Лит.: Orueta y Duarte R. Pedro de Mena. Su vida y su obra. Madrid, 1914.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me