Мейт, Конрад

(Meit, Conrad)

Ок. 1480, Вормс — 1550/1551, Антверпен (?).

Немецкий скульптор эпохи Возрождения. Место и годы учения его известны лишь предположительно: города среднего течения Рейна, начало XVI в. Примерно с 1506 работает в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов, знакомится с Л. Кранахом Старшим. В 1512 переезжает в Мехельн ко двору правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской. В 1536 становится мастером гильдии Св. Луки в Антверпене. Мейт известен достаточно многочисленными работами в мелкой пластике, исполненными и в алебастре, и в дереве твердых пород. Обращался он и к архитектурно-скульптурным произведениям крупной формы — надгробиям и кивориям. В его творчестве отчетливо сказывается знакомство с искусством Ренессанса. Мастера интересует изображение обнаженного тела. Таковы небольшие статуэтки: Юдифь (1512—1514, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания), Адам и Ева (ок. 1520, Гота, Музей замка), Лукреция (Нью-Йорк, музей Метрополитен; Вена, Музей истории искусства). В этих работах заметно мироощущение новой эпохи. Человеческое тело становится объектом любования. Даже изображая Юдифь, мастер сосредоточивает свое внимание не на отрубленной голове Олоферна, а на мягких и плавных линиях женской фигуры, на пластике ее жеста. Искусно разработаны позы и движения в парном изображении Адама и Евы, которые как бы вступают между собой в диалог. Другим жанром мелкой пластики, в которой отличился Мейт, был портрет. Часто это совсем крошечные бюсты (8—12 см в высоту), но и в них поражает точность передачи индивидуальной характеристики модели. Конрад Мейт не ограничивал свое творчество мелкой пластикой. По заказу своей нидерландской покровительницы он в течение нескольких лет работал над комплексом надгробий для ее покойного мужа, его матери и самой Маргариты Австрийской (1526—1532, Франция, Бру, церковь Св. Николая). Тип этих гробниц, стоящих отдельно друг от друга в пространстве хора, более близок произведениям нидерландской и французской школ. Это двухъярусные сооружения, своего рода саркофаги, на верхней плите которых размещена портретная статуя спокойно спящего "героя" гробницы, внизу же — его смертные останки. Все верхние фигуры исполнены из белого мрамора, нижние — из алебастра. Надгробие правительницы Нидерландов, сооруженное еще при ее жизни, — самое роскошное из трех. Оно окружено беломраморным узорчатым балдахином, формы которого еще готичны. Ангелочки же возле ложа Маргариты и ее мужа — это ренессансные путти. После завершения этого монументального мемориального сооружения мастер получил сходный заказ на создание надгробного памятника для принца Жана II Оранского и его родных в Лон-ле-Сонье. Работа велась в 1531—1534, но не была закончена. Последним крупным сооружением Мейта был киворий для церкви аббатства Тонгерло в Антверпене (1536—1548), в свое время не завершенный, а позднее разрушенный. Творчество Конрада Мейта высоко ценилось его знаменитыми земляками и современниками. А. Дюрер, посетивший Нидерланды в 1520—1521, был знаком с ним. В своем путевом дневнике он назвал его "превосходным скульптором... равного которому я никогда не видел".

Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Duverger J. Conrat Meit. Gent, 1934.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me