Матта, Роберто

(Matta, Roberto), наст. имя Себастьян Матта Эчауррен

Род. 1911, Сантьяго.

Французский художник чилийского происхождения. В 1926—1932 учился на архитектурном факультете Католического университета Сантьяго. В 1933—1936 путешествовал по Англии, Греции, Югославии, Италии и другим странам. Прибыв в Париж в 1937, принимал участие в возведении и оформлении Испанского павильона на Всемирной выставке. В 1938 сблизился с сюрреалистами, начал заниматься живописью. В полотнах Матта, "визуальных аналогах душевных состояний", перепады цветонасыщенности и плотности красочного слоя, чередования грузных объемов и прозрачных парящих форм создают аритмию коротких сильных напряжений и протяжных расслаблений (Морфология желания, 1938; Внутренний пейзаж, 1939; Нашествие ночи, 1941; все — Сан-Франциско, Музей современного искусства). Разноцветные туманности, яркие пятна и свечения, биоморфные и кристаллические вкрапления метафорически соотносятся с различными физическими и психическими процессами. В 1939—1948 Матта жил в Нью-Йорке, где быстро включился в художественную жизнь. Его эстетические воззрения и живописные приемы оказали значительное воздействие на становление нью-йоркской школы абстрактного экспрессионизма. В крупномасштабных полотнах американского периода многомерное пространство заполнено рудиментарными формами, то растворяющимися в далевом атмосферном мареве, то наплывающими друг на друга как в двойной экспозиции, то обретающими отчетливые контуры (Годы страха, 1941—1942, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Год 44, 1942, Берлин, Нац. галерея; Головокружение Эроса, 1944; Оникс Электры, 1944; обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства; Пространство рентгеновских излучений и эго, 1945, Париж, Нац. музей современного искусства). С сер. 1940-х психоморфный космос Матта претерпевает существенные изменения, включая в себя образ человека и созданной им среды обитания. В таких программных работах, как Быть причастным (1945, Париж, частное собрание), Знание, сознание и терпение (1944, Париж, частное собрание), Как всегда (1947, Амстердам, Музей Стеделийк), среди вегетативных и зооморфных форм появляются гуманоидные существа, слившиеся с техническими приборами, лабораторным оборудованием, архитектурными элементами. В 1949 Матта поселился в Риме, где оставался до 1954, часто навещая Париж. Вернувшись во Францию, продолжал много путешествовать. В 1950—1970-х неоднократно посещал разные страны Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки. Жил поочередно в Париже и Тарквинии, близ Рима. В картинах 1950—1970-х мир неоновых огней, электрических вспышек, летательных аппаратов, роботов, телекоммуникаций вторгается в природную органику, образуя с ней невероятные сращения (Сферический купол над племенем. Револьверы, 1957; Власть хаоса, 1964—1965, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). Симбиоз человека и машины, биотехноидный универсум научной фантастики в картинах Матта преисполнен иронии, сарказма и мрачных футурологических прогнозов. Эпоха сверхскоростей, ядерной энергии, генной инженерии и информационных технологий, наполненная дерзкими изобретениями и сказочными событиями, вынашивает в себе грядущую катастрофу. Считая себя ангажированным художником и гражданином мира, Матта ряд картин посвятил злободневным общественным проблемам: войне в Алжире, войне во Вьетнаме, пацифистским и экологическим движениям, судьбам народов Африки. Крупномасштабные полотна нередко объединяются в тематические циклы, которые при экспонировании образуют своего рода живописное окружение или монументальный ансамбль (Пространство рода, 21 картина, 1959—1968). В работах 1970—1980-х, наполненных мифологическими персонажами, тотемами, имиджами массового искусства, историческими и культурными аллюзиями, заметно сближение с тенденциями постмодернизма. Художник занимался также скульптурой, графикой, сценографией, прикладным искусством.

Лит.: Matta. Entretiens morphologiques. London; Paris, 1988; Schuster J. Developements sur l’infrar’ealisme de Matta. Paris, 1970; Matta: Catalogue. Paris, 1985; Matta / Hrsg. von W. Schmied. Munchen, 1991.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me