Мартин, Джон

(Martin, John)

1789, Хейдон Бридж — 1854, о. Мэн.

Английский живописец, мастер романтического пейзажа. В 14 лет был отдан в обучение к каретнику, под руководством которого осваивал геральдическую живопись. Вскоре после этого продолжил занятия у итальянского мастера из Пьемонта Б. Муссо. В 1806 вслед за своим наставником переехал в Лондон, где начал работать как мастер росписи по фарфору. В 1811 впервые выставился в Королевской академии художеств. И уже в 1812 его картина Садак в поисках вод забвения (Саутгемптон, Художественная галерея) произвела большое впечатление на публику. Уже в этом раннем полотне мастера практически полностью сложились особенности образного решения композиции и сформировались основные стилистические принципы его искусства. Мартин продолжил линию развития визионерского фантастического пейзажа, среди предшественников ему наиболее близок живописец, изобретатель эйдофузикона (разновидности волшебного фонаря) Ф. Дж. де Лоутербург. Мартин обращался к таким библейским сюжетам, которые давали возможность изобразить грандиозные катастрофы всемирного масштаба (Потоп, 1834; Падение Ниневии, 1827—1828; Падение Вавилона, 1819). Апофеозом его творчества стали три полотна, посвященные теме Страшного Суда, написанные в последние годы жизни. Обычно воображение мастера рождало фантастические пейзажи громоздящихся и разрушающихся скал, несущихся водных потоков. Горы и небеса плавятся, объятые адским огнем то ли подземных, то ли небесных извержений. В их отблесках, рождающих резкие контрасты света и тени, мечутся в поисках спасения маленькие человеческие фигурки. В этом хаосе исчезает линия горизонта, небо и земля оказываются охваченными единым, мощным водоворотом стихий. Полотна Мартина частично или полностью залиты интенсивным красным цветом. Такое колористическое решение привлекло к его холстам внимание французских романтиков, в частности Делакруа. Вместе с тем в чрезмерном нагнетании красного освещения, в нарочитости форм, в хорошо различимой за нагромождением деталей кулисности построения сцен ощущаются театральность, склонность к постановочному решению сюжета. Это особенно ясно чувствуется в ряде композиций, где художник обращается к изображению архитектурных декораций. Картины Мартина гравировались и имели широкое распространение, благодаря чему мастер приобрел европейскую известность. После его смерти три последних полотна, посвященных теме Страшного Суда, были отправлены в путешествие по странам Европы и Америки, которое продлилось около 20 лет. Мартин занимался также акварелью и создал иллюстрации к Библии и поэме Мильтона Потерянный рай. Художник обладал эксцентричным характером, за что получил прозвище "сумасшедший Мартин", он конфликтовал с Королевской академией художеств из-за своих картин, брался за самые неожиданные проекты: например, за разработку систем улучшения качества воды и водопровода в Лондоне. Еще при жизни слава мастера стала клониться к забвению. Его стали обвинять в надуманности композиций, нарочитости колорита, находить многочисленные ошибки в рисунке. Лишь в середине XX в. стал возрождаться интерес к творчеству художника. Основные произведения: Иисус, приказывающий солнцу остановиться (1816, Лондон, Музей Объединенной большой масонской ложи), Пир Вальтасара (1821, частное собрание), Разрушение Геркуланума (1822, Манчестер, Гор. художественная галерея), Седьмая печать (ок. 1823, Бостон, Музей изящных искусств), Коронация королевы Виктории (1839, Лондон, галерея Тейт), Успокоение вод (1840, Эдинбург, Шотландская церковь), Великий день Его гнева (1851—1853, Лондон, галерея Тейт), Страшный Суд (1853, Великобритания, собрание Франк).

Лит.: Balston T. John Martin, 1789—1854, his Life and Works. London, 1947; Feaver W. The Art of John Martin. Oxford, 1975.

Т. Воронина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me