Мартини, Артуро

(Martini, Arturo)

1889, Тревизо — 1947, Милан.

Итальянский скульптор. В детстве обучался ювелирному мастерству и искусству керамики. В 1905 начал заниматься скульптурой под руководством Карлини, затем обучался в Венеции, в Свободной школе при Академии художеств (1907). В 1909, находясь в Мюнхене, брал уроки у Адольфа Хильдебранда. В 1912 и 1914 посетил Париж, где выставлялся на Осеннем салоне. Ранние работы, отмеченные влиянием экспрессионизма, часто выполнены в технике цветной терракоты и глазурованной керамики (Проститутка, 1909—1913; Влюбленная девушка, 1913, обе — Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро). В период Первой мировой войны Мартини работал на оружейном заводе, где освоил технику литья. В дальнейшем жил попеременно в Риме, Венеции, Милане. В 1930-х преподавал в Художественной школе на вилла Реале в Монце, близ Милана. Творческий расцвет Мартини приходится на 1920-е — нач. 1930-х. В 1921 он примкнул к группировке журнала Валори пластичи, которая отстаивала ценность национальной классической традиции в современном искусстве. Опираясь на наследие античности и итальянского Возрождения, Мартини претворял классические эталоны, наполняя их современным звучанием. В 1924 им был выполнен памятник павшим в Вадо Лигуре, в 1927—1928 в Ворчестере (Массачусетс) был возведен грандиозный монумент в честь итальянских первопроходцев Америки. В пластике этого мастера легкие отступления от каноничной формы, тонкие отсылки к искусству этрусков, Древнего Рима, византийской, романской и ренессансной скульптуре порождают впечатление напряженной нити, связывающей современность с далеким прошлым. Он работал в разных техниках — терракоты, майолики, бронзы, камня и, отличаясь необыкновенной продуктивностью, оказал большое влияние на младшее поколение итальянских скульпторов. Тематический репертуар Мартини весьма разнообразен: мифологические и библейские сюжеты, персонажи древней истории и портреты современников, анималистика, аллегорические, жанровые и даже пейзажные мотивы (Блудный сын, 1926; Товий, 1934; обе — Акуи Терме, собрание Оттоленги; Лунный свет, 1931, Антверпен, Музей Миддлхейм; Афина, 1934—1935, Рим, университетский городок). Фигуры варьируются от прямостоящих, колоннообразных до припавших к земле, ползущих или скорчившихся в эмоциональном напряжении (Пастух, 1930, Рим, Нац. галерея современного искусства; Материнство, 1929—1930, Турин, Гор. галерея современного искусства; Пьющий, 1934—1935, Рим, Нац. галерея современного искусства; Волчица, 1931, Антверпен, Музей Миддлхейм; Памятник Титу Ливию, 1942, Падуя, университет). Столь же широк диапазон его формальных приемов — от тонкой имитации исторических стилей до новейшей манеры эскизной лепки, разрыхляющей форму (Портрет Роберто Монвейлера, 1944, Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро). В 1940-х им создана серия терракот, проникнутых взволнованной экспрессией, перекликающейся с грезоподобными образами сюрреализма. В 1945, как будто исчерпав все возможности скульптуры и пребывая в состоянии творческого кризиса, Мартини выпустил в свет книгу Скульптура — мертвый язык, в которой выразил свое разочарование в современной пластике, предрекая ей скорую гибель.

Лит.: Bontempelli M. Arturo Martini. Milano, 1939; Bellonzi F. Arturo Martini. Roma, 1975; Arturo Martini: Catalogo de l’esposizione. Milano, 1991.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me