Макарт, Ханс

(Makart, Hans)

1840, Зальцбург — 1884, Вена.

Австрийский живописец. Занимался с 1858 в венской Академии художеств, в 1860—1865 — у Пилоти в мюнхенской Академии. В 1863—1864 посетил Италию. С 1868 работал в Вене, с 1879 — профессор венской Академии художеств. В 1875—1876 совершил путешествие в Каир. Писал картины аллегорического и исторического содержания, портреты, занимался монументальной живописью. Произведения 1860-х написаны в основном на бытовые сюжеты (Беседующие дети, 1865—1866, Зальцбург, галерея Резиденции), литературные или исторические темы (Послеполуденная беседа знатного венецианского общества, 1863—1864, Мюнхен, Новая пинакотека). После посещения Италии художник часто обращается к сюжетам из итальянской истории, передавая сцены в духе костюмированных сцен середины XIX в. (Сиеста при дворе Медичи, 1874, Австрия, частное собрание; Чума во Флоренции, 1870-е, Санкт-Гален, Художественный музей). Подражание палитре венецианских мастеров, обилие исторических и аллегорических персонажей, детальная разработка их мимики и жестов, конкретность воспроизведения исторической среды придают его большим полотнам Венеция присягает на верность Катерине Корнаро (ок. 1872, Вена, Музей истории искусства) и Въезд Карла V в Антверпен (1878, Гамбург, Кунстхалле) монументальность и велеречивость. В манере их исполнения сказалось влияние К. Пилоти. Как и произведения последнего, полотна Макарта, демонстрировавшиеся на международных европейских выставках, получали высокую оценку академической художественной критики. В духе академической живописи на аллегорические и мифологические сюжеты исполнены картины Пять чувств (1872—1873), Современная любовь (1870-е, Вена, Галерея австрийской живописи). В них всегда присутствуют заданная программность, театральный пафос, искусственность цветовых разработок. В портретах художника (Женский портрет, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) большая роль уделяется выписанности костюма и аксессуаров. Образы выглядят картинно в этом бутафорски богатом антураже. Академическая манера сильной светотеневой моделировки, приглушенные, темные краски придают фигурам объемность и натуралистичность. В 1870-е Макарт работал в монументальной живописи, исполнив фрески для резиденции кайзера Франца Иосифа II (1868), венской Академии художеств, Исторического музея г. Вены и Бургтеатра. Как и в больших исторических полотнах художника, сцены с изображением аллегорических фигур, прославляющих промышленность, торговлю и сельское хозяйство Австрии, во фресках венского Исторического музея выглядят помпезно и велеречиво.

Лит.: Pirchan E. Hans Makart. Wien, 1954; Osterreichische Malerei des 19. Jahrhunderts. Wechselausstellung, 57. Wien, 1964; Hans Makart. Entwurfe und Phantasien. Ausstellung. Wien; Salzburg, 1975.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me