Мазерель, Франс

(Masereel, Frans)

1889, Бланкенберге — 1972, Авиньон.

Бельгийский график и живописец. В 1907—1908 обучался в Академии художеств Гента. В последующие годы много путешествовал. Во время Первой мировой войны поселился в Швейцарии, в 1920 переехал в Париж. В 1940, спасаясь от немецкой оккупации, бежал в "свободную зону" на юге Франции, в дальнейшем жил в Авиньоне и Ницце. Будучи убежден, что искусство должно выполнять важные социальные функции, общаться с широкими массами на понятном им языке, Мазерель с самого начала обратился к тиражной графике — рисункам в газетах и журналах, книжной иллюстрации, гравюрам на дереве. В ксилографических сериях Крестный путь человека (1918) и Мой часослов (1919) сложилась характерная для него форма "романа в гравюрах" — развернутого изобразительного повествования о судьбе человека в современном мире. Эти обширные циклы, посвященные жизни людей труда, несут в себе ярко выраженное социальное содержание. Характерная для мастера стилистика сближается своей повышенной эмоциональностью с графическим языком экспрессионизма: лаконичные формы, очерченные угловатыми контурами, резкие контрасты черного и белого, плотная насыщенность композиции. В серии Идея (1920) художник, прибегая к аллегории, рассказывает историю нагой Идеи, которая, возникнув в сознании творца, выходит в жизнь и претерпевает в ней различные приключения. Цикл Воспоминания о моей родине (1921), где образы Бельгии окрашены субъективным восприятием, пронизаны символами и метафорами, воскрешает в памяти поэзию Эмиля Верхарна. В 100 листах серии Город (1925) впечатляюще представлены контрасты современной урбанистической среды. Среди громоздящихся друг над другом фасадов, ярко освещенных электрическими огнями, остаются узкие колодцеобразные пространства, в которых шумит толпа или жмутся к стенам одинокие, потерянные фигуры. Картины вокзалов, ресторанов, музеев, театров, банков чередуются с лирическими или трагическими эпизодами из жизни отдельного человека. В последующие десятилетия Мазерель продолжал работать над темами социального содержания (серии Сирена, 1932; От черного к белому, 1939; "За что?", 1954).

Лит.: Мазерель. Сборник статей о творчестве. М., 1959; Раздольская В. И. Мазерель. Л.; М., 1965; Франс Мазерель: Альбом / Авт.-сост. К. Г. Богемская. М., 1975.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me