Лохнер, Стефан

(Lochner, Stefan)

Ок. 1400—1415, Меерсбург на Боденском озере — 1451/1452, Кёльн.

Немецкий живописец кёльнской школы. В ранние годы испытал влияние нидерландских мастеров — Кампена и, возможно, Я. ван Эйка. С начала 1430-х и до конца жизни работал в Кёльне. Лохнер — один из самых обаятельных и изысканных позднеготических мастеров Германии 1-й пол. XV в. Художник гармонического склада, тонко чувствовавший согласие красок и линий, он создал идеал утонченной, хрупкой, грациозной красоты, воплощением которого стала его юная светловолосая Мадонна. Характерный для поздней готики "реализм деталей" находит у него выражение в благоговейном восторге, с которым он передает узоры тканей, сияние драгоценных камней, россыпь цветов, ковром устилающих землю или увивающих беседку, в которой сидит Дева Мария. Равновесие композиций, плавность изгибов линий сочетаются у него со свечением золота, гармонией лазурных, винно-красных, изумрудно-зеленых тонов. Вместе с тем в изысканной одухотворенной красоте образов Лохнера есть элемент стереотипности, особенно присущий образу Девы Марии, повторяющемуся из одной композиции в другую. Основные произведения: Алтарь поклонения волхвов (1440-е, Кёльн, собор), Мадонна с Младенцем (нач. 1440-х, Мюнхен, Старая пинакотека), Дева Мария в розовом саду (ок. 1448, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), Принесение во храм (1447, Дармштадт, Музей земли Гессен).

Лит.: Kaufmann H. Stefan Lochner. Bonn, 1952.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me