Лоренс, Томас

(Lawrence, Thomas)

1769, Бристоль — 1830, Лондон.

Английский живописец. Работал главным образом в жанре портрета. Художественный талант Лоренса проявился рано, уже в 10 лет он был известен своими карандашными рисунками. В 1782 семья поселилась в Бате, где подросток скоро прославился пастельными портретами модного общества, приезжавшего на воды. После переезда в Лондон в 1787 он посещал несколько месяцев классы Королевской академии художеств, будучи, однако, уже сложившимся мастером. В Лондоне начинает работать маслом, и первые же заказы приносят ему успех. Написанный в 1789 Портрет королевы Шарлотты (Лондон, Нац. галерея) утвердил его как художника высшей аристократии. В 1792 Лоренс становится главным живописцем короля. Вместе с тем он был широко известен и в среде богемы. Своей манерой, сложившейся в эти годы, он стремился продолжить традиции Рейнолдса, но его холсты лишены интеллектуальной насыщенности и глубины характеристик последнего. Некоторая поверхностность в трактовке образов искупалась в его произведениях изяществом рисунка и линии, блеском колористических решений, умением придать модели живость и непринужденность позы. Свобода его работы кистью граничит порой с небрежностью, оставляя в некоторых полотнах ощущение незаконченности. Особой непосредственности полны его живописные наброски и незавершенные портреты, а также изображения молодых леди и детей. В 1790-х Лоренс отдает дань т. н. "большому стилю" (Grand Manner). Обратившись к тематической живописи, он создает знаменитую композицию в духе Фюсли, окрашенную мрачным романтическим чувством, — Сатана, созывающий свои легионы (1797, Лондон, Королевская академия художеств). В 1794 мастер был избран членом Королевской академии художеств. Следующие 20 лет его стиль почти не изменяется. Он лишь становится после 1800 несколько строже, колорит приглушенней. Новый поворот, а затем и взлет карьеры Лоренса происходит после 1815, когда он был удостоен рыцарского звания. Спустя три года был послан в Европу писать портреты государственных деятелей, священнослужителей и военачальников, причастных к низвержению Наполеона (большинство ныне в галерее Ватерлоо в Виндзоре). Два года, проведенные на континенте, сделали его первым английским живописцем, получившим мировое признание. Им восхищался и даже пытался подражать Делакруа. Виртуозность кисти, личное обаяние, умение польстить модели открыли ему двери многих королевских домов. Его влияние достигло России через творчество Дж. Доу. По возвращении на родину в 1820 был избран президентом Королевской академии художеств. В 1824 выставлялся в Салоне в Париже. С одной стороны, Лоренс был последним крупным художником, завершившим своим творчеством великую традицию английского портрета XVIII в., с другой — некоторая экзальтированность и театральность в постановке фигур, порой подчеркнутая небрежность прически и костюма вполне соответствуют байроническому духу посленаполеоновской Европы и выдают в нем мастера, работавшего в эпоху романтизма. Несмотря на налет сентиментальности, присущей поздним его произведениям, в последние годы им было создано несколько прекрасных портретов, прежде всего полных изящества женских изображений. Будучи знатоком искусства, собрал блестящую коллекцию рисунков старых мастеров. В целом Лоренс оказал большое влияние на европейский портрет XIX в., хотя слава самого художника закатилась довольно скоро после его смерти. Основные произведения: Портрет Джона Анджерстайна с супругой (1792, Париж, Лувр), Портрет Мэри Маултон Беррет (1795, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон), Портрет Дж. Ф. Каррена (1800, Дублин, Нац. галерея Ирландии), Портрет Уильяма Питта (1808, собрание лорда Роузбери), Портрет герцога Веллингтона (ок. 1814, Лондон, Апсли-Хаус), Портрет Сары Силдонс (1804), Портрет княгини Ливен (ок. 1820, оба — Лондон, галерея Тейт), Портрет леди Блессингтон (1822, Лондон, собрание Уоллес), Портрет Джона Нэша (1827, Оксфорд, Джезус-колледж).

Лит.: Garlick K. Sir Thomas Lawrence. London, 1954; A Catalogue of the Paintings, Drawings and Pastels of Sir Thomas Lawrence. London, Walpole Society, XXXIX, 1962—1964.

Т. Воронина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me