Лопеш, Грегорио

(Lopez, Gregorio)

1490 (?) — 1550.

Португальский живописец, миниатюрист. Придворный живописец королей Мануэла I и Жоана III. Лопеш — автор множества работ в содружестве с другими художниками и своими учениками. Художник быстро стал знаменитым, его творчество наиболее отчетливо отразило воздействие европейского маньеризма, определило собой главную направленность лиссабонской школы живописи Позднего Возрождения. Ранние картины мастера (Райский алтарь, Обручение Марии, Лиссабон, Нац. музей старого искусства) отмечены аристократизмом и светским духом. Он вводит нарядные аксессуары и архитектурные фоны. За последние годы многие произведения второй половины XVI в. приписываются кисти неутомимого Грегорио Лопеша. Среди них Поклонение волхвов (1525) с прекрасным групповым портретом. В 1536—1539 Грегорио Лопеш создал композиции для ротонды монастыря ордена Христа в Томаре, две из них (Мария с Младенцем и Мученичество св. Себастьяна) находятся в лиссабонском музее. Мученичество св. Себастьяна — одно из программных созданий живописца. Полотно написано в светло-золотистой гамме с резким сокращением пространственных планов. В центре представлены привязанный к столбу полуобнаженный и совершенно бесстрастный мученик Себастьян. По краям картины два лучника расстреливают его в упор, красное пятно одежды одного из них — единственная тревожная здесь нота. С годами творчество Грегорио Лопеша приобретало все более обезличенный космополитический характер. Значительны его успехи в области португальской книжной миниатюры. Лопеша принято считать одним из авторов знаменитого Часослова Мануэла I (1517—1518, Лиссабон, Нац. музей старого искусства). Входящие в португальскую культуру начала XVI в. экзотические мотивы выглядят в миниатюрах достоверно и убедительно. В приписываемой Грегорио Лопешу миниатюре Поклонение волхвов Дева Мария с Младенцем изображена в отдалении на фоне руин. На переднем плане три индуса в причудливых костюмах наблюдают, как волхвы падают ниц перед Мадонной. Светлая по колориту миниатюра характерна для Лопеша композицией с резким сокращением пространственных планов и множеством эффектных аксессуаров.

Лит.: Dos Santos R. Historia del arte portugues. Barcelona, 1960.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me