Лисс, Иоганн

(Liss, Johann)

Ок. 1595, Ольденбург — 1629, Венеция.

Немецкий живописец. Прожил недолгую жизнь. Побывал в Антверпене, Амстердаме, Харлеме, Риме и Венеции. Испытал влияние голландских и фламандских мастеров: Рубенса, Тициана и Веронезе. Усвоил в Италии манеру письма бравурными мазками, изображал фигуры в потоке мягкого света. Исполнил много картин. Писал бытовые сцены в духе фламандцев (Драка крестьян, ок. 1620, Нюрнберг, Германский нац. музей; Деревенская свадьба, ок. 1620, Будапешт, Музей изобразительных искусств), но не привносил в них назидательный смысл, а порой акцентировал юмористический аспект. В полотнах на религиозные и мифологические сюжеты (Нахождение Моисея, ок. 1626—1627, Лилль, Музей изящных искусств; Видение св. Иеронима, ок. 1627, Венеция, церковь Сан Никколо деи Толентини; Юдифь, ок. 1625, Будапешт, Музей изобразительных искусств; Видение св. Антония, ок. 1620, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг; Туалет Венеры, ок. 1627, Флоренция, галерея Уффици) изображал крупные подвижные фигуры, наполненные жизнью; в сцены вводил элементы бытовой живописи, иногда карикатурность. Эффектно и мягко передавал освещение. Делал много повторений своих работ по просьбам заказчиков. Живописная манера бравурного мазка Лисса оказала влияние на мастеров XVIII в., в частности, на Б. Строцци.

Лит.: Barocco. Architecture. Sculpture. Painting. Cologne, 1998.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me