Лемуан Жан, Батист II

(Lemoyne Jean-Baptiste II)

1704, Париж — 1778, Париж.

Французский скульптор. Учился у своего отца Жана Луи Лемуана и Робера Ле Лоррена. В 1725 получил первую премию по скульптуре. Выставлялся в Салоне с 1725 по 1771, причислен к Королевской академии живописи и скульптуры в 1728, член Академии — 1738, профессор — с 1744, с 1768 — директор. Придворный портретист Людовика XV, автор надгробий, декоративных скульптур и т. д. В 1735 работал над декоративным убранством отеля Субиз, выполнил ряд композиций для Версальского парка — участвовал в оформлении бассейна Аполлона (1736—1740), в сооружении надгробия Миньяра в Париже (1744, церковь Сен-Рош). Неоднократно создавал портреты Людовика XV (1769, Париж, Лувр), конные монументы и статуи (многое уничтожено во время Французской революции). В Лувре хранится модель памятника Людовику XV для Руана (не осуществлен); модель для статуи в городе Ренн, где король представлен в доспехах римского полководца — все бронза. Лемуан был талантливым портретистом. Он запечатлел в своих портретных бюстах образы видных ученых, зодчих, писателей, философов, актрис, военачальников и т. д. Передавая сходство, мастер сумел воссоздать дух эпохи рококо; его бюсты хорошо смотрятся в интерьере; соответствуя линиям, пластическим ритмам, декоративному убранству архитектуры. Многие из них отмечены особым изяществом и лиризмом. Портрет девушки (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Актриса Данжевиль (1771, Париж, театр "Комеди Франсез"). В своих обзорах Салонов писатель и философ Д. Дидро нередко анализирует работы Лемуана, отдавая предпочтение портретам, выполненным в строгом стиле, a l’antique, входившем в моду. Его оценки не всегда беспристрастны. Так, разбирая портрет юриста и администратора Д. Ш. Трюдена (1767, Париж, Лувр), Дидро критикует автора за то, что он изобразил Трюдена в современном костюме: "Он похож. Черты лица крупные… Одежда может служить образцом дурного вкуса. А какой огромный громоздкий парик!.. Что подумают наши потомки? Дикарь решил бы, что это нагроможденные друг на друга вражеские скальпы… Еще худшее впечатление производит… жабо около шеи и два… ряда кружев… противно смотреть на этот скверный бюст". А между тем портрет хорошо и умело выполнен, передан характер делового, энергичного человека, но об этом ни слова. "Если хотите убедиться в том, до какой степени Трюден пошл и похож на варвара, — пишет Дидро, — взгляните на Монтескье (Бюст Монтескье, 1769, Бордо, Музей изящных искусств. — Авт.). Он с непокрытой головой; видна шея и часть груди. Вот где истинный вкус… Я предпочитаю античные медальоны; в них больше изысканности, благородства… и жизни" (Дидро. Салон 1769). Дидро несправедлив. Лемуан сумел найти пластическое воплощение современного костюма, передать характерную особенность XVIII в. — культуру общения людей друг с другом. Лица его персонажей часто согреты доброжелательной улыбкой — этой своеобразной приметой века: будь то Трюден или известный архитектор Ж. А. Габриель (ок. 1760, Париж, Лувр), актрисы, художники и т. д. Для многих произведений Лемуана характерно сочетание стилистических приемов барокко и рококо. Особенно удачны и жизненны работы Лемуана, вылепленные в глине (Портрет художника Н. Н. Куанеля, 1730, Париж, Лувр).

Лит.: Манцулевич Ж. Французская портретная скульптура XV—XVIII веков в Эрмитаже. Л.; М., 1940; Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Reau L. Une dynastie de sculpteurs au XVIIIe siecle. Les Lemoyne. Paris, 1927.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me