Лаццарини, Григорио

(Lazzarini, Gregorio)

1655, Венеция — 1730, Венеция.

Итальянский живописец венецианской школы. Один из последователей манеры венецианских "тенебрози" (от итал. tenebroso — светотень) и Луки Джордано. Он почти не выезжал из Венеции, имел свою частную школу-мастерскую в Венеции. В алтарных образах Св. Павел, несомый на небо и Явление ангела Илие (Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте) Лаццарини использовал композиционные приемы позднебарочной живописи XVII в. В полотнах на мифологические сюжеты Геракл и Омфала (1690-е, Венеция, Музей Коррер), Орфей, наказуемый вакханками (1690-е, Венеция, Ка’Реццонико) крупные удлиненные фигуры переданы в порывистом, словно беспорядочном движении. Эффекты светотени призваны внести определенную дозу рационализма в композицию, палитра напоминает яркие краски Я. Бассано. Столь же внешне патетичны, но внутренне безжизненны сцены, повествующие о деяниях дожа Франческо Морозини, исполненные в традиции венецианских ренессансных "историй". Эти многофигурные композиции наглядно характеризуют манеру художника. Молодой Дж. Б. Тьеполо, работая в мастерской Лаццарини, располагавшейся в приходе церкви Сан Пьетро ин Кастелло, старался преодолеть отвлеченность эффектной академической манеры учителя, обращаясь с этой целью к другим авторитетам. Лаццарини работал и в жанре портрета. В картине Прокуратор Антонио Коррер (Лондон, Нац. галерея) отец известного деятеля венецианского Просвещения Теодоро Коррера изображен стоящим в торжественной позе рядом с маленьким столиком, на котором книги и чернильный прибор подчеркивают значимость духовной деятельности знатного сановника Венецианской республики. В правой руке он держит письмо, а левая с открытой ладонью вытянута и обращена к зрителю. К подобному красноречивому жесту указующей руки часто прибегали европейские мастера XVIII столетия, создавая парадные портреты. Он словно призывает следовать ходу мысли прокуратора; по-видимому, жест был распространен и в самом этикете, придавая некоторую театрализацию образу.

Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960; Donzelli C., Pilo G. M. I pittori del Seicento Veneto. Firenze, 1967.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me