Ланди, Гаспаре

(Landi, Gaspare)

1756, Пьяченца — 1830, Пьяченца.

Итальянский живописец. Родился в бедной семье Эрколе и Франчески Рицци, воспитывался у отцов-иезуитов, затем в доме маркиза Дж. Б. Ланди делле Казелле. Не получив в Тоскане специального художественного образования, занимался у живописца из Пармы Г. Бандини и художника по стеклу А. Порчалли, изучал живопись Гверчино по книге О. Гатти (1619), интересовался творчеством братьев Карраччи. Начинал работать с перспективистом Л. Никколини, исполнив росписи в церквах Санта Роза в Витербо, Санта Катарина Болонская и Санта Марина ди Кампанья в Пьяченце. С 1781 работал в Риме, за исключением недолгих пребываний в Пьяченце (1790—1792, 1797—1800, 1804—1806, 1820—1824). Маркиз Ланди руководил в Риме художественным образованием своего подопечного, который посещал Академии П. Батони и Д. Корви. В 1790—1796 Гаспаре Ланди являлся членом "Академии размышляющих" Ф. Джани; начал работать в портрете (Портрет графа Скотти ди Томбио, утерян; Портрет кардинала Джулио делла Соманья, 1787, Рим, Нац. галерея современного искусства), очень скоро он стал соперничать в этом жанре с П. Батони и А. Кауфман. В 1785 исполнил Портрет принца Сиджзмондо Киджи и Джованни Стерна (Рим, дворец Киджи-Альбани), изобразив одного из главных "аркадийцев" Рима — принца Киджи в парке дворца Кастель Фузано. Среди членов римской Академии Аркадия было много известных деятелей итальянского искусства (В. Монти, Э. К. Висконти и др.). В ее составе пребывал и маркиз Ланди. В 1780-е исполнял полотна на мифологические (Прометей на скале, 1782, утеряна) и литературные (Франческа ди Римини, 1786, Флоренция, галерея Питти) сюжеты, работал над созданием алтарных образов для церквей Тосканы, Ломбардии, Романьи (Агарь, 1785, Бергамо, капелла Коллеони). Заказчикам нравились мягкие, женственные образы Ланди, его венецианский колорит. Значительными работами 1790-х явились полотна Антиох и Стратоника (ок. 1790, частное собрание), Эдип у Колоны (1805, утеряна), Встреча Гектора и Андромахи с их сыном Астианаксом (1793—1794, Пьяченца, Художественная галерея), Гектор, демонстрирующий Парису пример доблести (1804, утеряна, известна по описанию директора Португальской Академии в Риме Г. Де Росси). Темы из поэм Гомера Ланди трактовал то в манере "лирического неоклассицизма" Кановы и Кауфман (Встреча Гектора и Андромахи с их сыном Астианаксом), то, подобно В. Камуччини, героизируя образы (Гектор, демонстрирующий Парису пример доблести). Позы героев Ланди уподобляет классической скульптуре (Андромаху — статуе Умеренность Кановы в надгробии Клименту XIV в церкви Санти Апостоли; Гектора — статуе Марс из галереи Боргезе, проданной затем в Лувр). Полотно Встреча Гектора на Олимпе (1813, частное собрание) было исполнено для дворца банкиров Торлония. В нем образы героев тоже соотнесены с идеальными прототипами, почерпнутыми из живописи Гверчино, увлекавшей Ланди в юности. "Ваша кисть достойна лютни Гомера", — сказал ему известный поэт Ипполито Пандемонте. В написанной в этот же период картине Портрет семейства маркиза Ланди (1797, Турин, Гор. галерея) художник выразил не только благодарность своему покровителю, но и свои размышления о профессии художника, волновавшие его как наследника идей века Просвещения. В этот период он был уже признан в Риме. В мастерской, расположенной около госпиталя Сан Джакомо дельи Инкурабили, Гаспаре Ланди обычно выставлял свои произведения для обозрения до отправки заказчикам. Во время пребывания в Пьяченце (1804—1806) Ланди написал алтарные образы Погребение Марии и Гробница, найденная апостолами пустой для местного собора. Характерная для мастера-неоклассициста строгость композиционного построения смягчена в них мягко сплавленными оттенками красного и зеленого цветов, восхищавших зрителей. Четкий контур фигур свидетельствует об интересе к живописи итальянских "примитивов", свежие, чистые краски, попытка передачи естественного освещения характерны и для полотна Три Марии и ангел на могиле Христа (1810—1812, Флоренция, галерея Питти). В 1791 Гаспаре Ланди посетил Милан, где познакомился с Дж. Босси, А. Апиани. Одновременно он получил приглашение от президента Академии художеств Венеции Л. Чиконьяры и секретаря Академии Брера Дж. Босси стать преподавателем на кафедре живописи. Но Ланди остался в Риме. В 1812 он начал преподавать живопись в Школе при Академии Св. Луки, созданной декретом Наполеона; в 1812 стал президентом Академии Св. Луки, а после смерти своего друга А. Кановы — постоянным президентом (1822—1830). По протекции Кановы он получил заказ на два полотна для Квиринальского дворца, украшавшегося по случаю ожидаемого, но несостоявшегося визита императора в Рим. В картине Перикл в окружении афинских художников и философов посещает Пантеон (1811—1812, Беневенто, Музей) образ Перикла, по программе министра Денона, должен был ассоциироваться с Наполеоном, покровительствующим расцвету искусства в Италии. Пафосом в изображении торжественной процессии полотно отвечало духу искусства эпохи империи. Античный сюжет был поставлен на службу официальному заказу французской администрации. В совершенно иной манере представлена сцена из истории Англии, которая увлекала романтиков, в картине Ланди Мария Стюарт покидает Францию (1817—1827, Флоренция, галерея Питти). Художник попытался передать с повышенной эмоциональностью выражения персонажей, драматизировать действие. Ланди принимал участие в росписи неоклассицистического интерьера палаццо Торлония (1813) с В. Камуччини и П. Паладжи. Последней работой художника в религиозной живописи явился алтарный образ Вознесение Марии (1827) в церкви Сан Франческо ди Паола в Неаполе. Талант Гаспаре Ланди наиболее ярко раскрылся в портретах современников — автора книги о Помпео Батони Онофрио Бони (Рим, Академия Св. Луки), поэта, просветителя Джузеппе Парини (1791, Милан, галерея Брера), скульптора Антонио Кановы (1806, Рим, галерея Боргезе), своего ученика Томмазо Минарди (1810, Рим, Академия Св. Луки). Ланди проявил себя в них наследником традиций портрета века Просвещения, привнеся черты новой эпохи — более глубокую оценку человеческой личности в ее взаимодействии с миром, свое личное отношение к ней. Приверженец неоклассицистической традиции, Ланди, как все талантливые мастера его эпохи, был восприимчив к новым веяниям времени. Среди его учеников было много одаренных художников (Т. Минарди, Ф. Подести и др).

Лит.: De Logu G. Pittura italiana dell’Ottocento. Bergamo, 1955; Mazzariol G., Pignatti T. Storia dell’arte italiana. Roma, 1958.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me