Крог, Кристиан

(Krohg, Christian)

1852, Кристиания, ныне Осло — 1925, Осло.

Норвежский живописец, писатель, художественный критик. Учился в Кристиании в Художественной школе Ю. Ф. Эккерсберга (1869—1870) и в Королевской школе рисунка (1870—1871). Совершенствовался в Художественной школе в Карлсруэ у Х. Гуде и К. Гуссова (1874—1875), затем у того же Гуссова в Академии художеств в Берлине (1875—1879). В 1880 вернулся в Кристианию. В 1881—1882 работал в Париже и деревушке Гре-сюр-Луэнь вместе с группой скандинавских художников. Испытал влияние Ж. Бастьен-Лепажа и Э. Мане. В 1902—1909 преподавал в Академии Коларосси в Париже. С 1909 — профессор и директор Академии художеств в Осло. С 1907 до конца жизни — председатель Союза норвежских художников. Крог — один из ведущих мастеров норвежской реалистической живописи 2-й пол. XIX в. Его жанровые произведения посвящены жизни трудового народа страны, главным образом моряков и рыбаков. Чаще всего на его полотнах отсутствует подробное повествование, на них представлена лишь одна фигура, данная крупным планом: Суровый ветер (1882, Осло, Королевский дворец), Трудный фарватер (ок. 1891, Гётеборг, Художественный музей). Герои его произведений — смелые, бывалые люди, показанные обычно в минуты сложных жизненных испытаний. Они решительно и уверенно противостоят стихийным силам природы. Картины исполнены широкой кистью, колорит их неярок и сдержан. Будучи знакомым со всеми секретами пленэрной живописи, художник использует лишь ту цветовую гамму, которая наиболее соответствует суровому эмоциональному строю сюжетов. Более лиричен Крог в воспроизведении женских образов. В его картинах — Швея (1881, Гётеборг, Художественный музей) и Заплетающая косу (1888, Осло, Нац. галерея) — повседневная жизнь предстает без драматизма и напряжения трудовых будней. Крогу принадлежит также и много портретов, в основном известных деятелей культуры Скандинавии той поры — норвежских художников Ф. Таулова (1881) и Г. Мунте (1885, оба — Осло, Нац. музей). Мастер стремился постичь индивидуальность модели, основные черты ее характера. Этой цели подчинено композиционное и колористическое решение портретов. Особенно впечатляет портрет шведского драматурга Стриндберга (1893, Осло, Норвежский народный музей) — скорбное лицо со сверлящим взглядом возникает из темно-зеленого фона, написанного экспрессивными мазками. Если в 1880—1890-е картины Крога выдержаны в типично реалистической манере, обогащенной достижениями импрессионизма, то к 1910-м в его работах ощущается заметное воздействие экспрессионизма (Автопортрет с мольбертом, ок. 1914—1918, Осло, Коммунальное художественное собрание; Автопортрет с палитрой, ок. 1917—1921, частное собрание). Художник занимался и литературным творчеством. Известен его роман Альбертине, посвященный жизни натурщицы (издан в 1886). На эту же тему в 1880-е и позже им было написано несколько картин. Выступал он и в качестве художественного критика, ратуя за развитие творческой индивидуальности.

Лит.: Hundert Jahre norwegische Malerei. Oslo, 1980; Christian Krohg. Oslo, 1987

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me