Крафт, Адам

(Krafft, Adam)

Ок. 1460, Нюрнберг (?) — 1508/1509, Швабах, близ Нюрнберга.

Немецкий скульптор периода перехода от готики к Возрождению. Учился предположительно на строительстве хора церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (кон. 1470-х). В годы странствий посетил Ульм и Страсбург, работая там в строительных артелях в качестве подмастерья. По возвращении в Нюрнберг становится мастером, здесь и протекает его дальнейшая деятельность. Скульптор работал только в камне. Первое из документально засвидетельствованных произведений Крафта — эпитафия семьям Шрейер-Ландауэр (1490—1492), находящаяся у внешней восточной стены церкви Св. Зебальда в Нюрнберге. Композиция ее необычна, ибо первоначально поверхность, предназначенная для эпитафии, была расписана. Большая, длиной 6 и высотой 2,5 метра, как бы трехстворчатая стена покрыта рельефными изображениями Страстей Христа: Несение креста, Распятие, Положение во гроб и Воскресение. Заимствовав идею построения рельефа из алтарных композиций, мастер существенно преображает ее, показывая все сцены крестного пути как непрерывную цепь событий, развертывающихся по отрезкам стены, повернутым к зрителю под разным углом. Эта непрерывность потока событий подкрепляется многоплановостью рельефа. Одни эпизоды показаны крупным планом и приближены к зрителю, другие происходят в глубине, что передано с помощью более мелкого масштаба фигур и их расположения в верхней зоне рельефа. Однако в самой нижней части эпитафии изображены и совсем маленькие фигурки — члены обоих семейств, которым посвящено это произведение. В 1505—1508 Крафт создал как бы вариацию на ту же тему, где показал себя специалистом, овладевшим всеми приемами скульптурного мастерства и приблизившимся к принципам искусства Ренессанса. Семь отдельных плит с рельефами, установленными вблизи нюрнбергского кладбища и на его территории, воспроизводили основные этапы Крестного пути Христа. Сохранность плит весьма различна, поскольку большинство из них находились под открытым небом и сильно пострадали от воздействия атмосферы. Лучше всего сохранился рельеф Положение во гроб, над которым сразу же была возведена крытая капелла. Часть плит хранится ныне в Германском нац. музее Нюрнберга. Представленные в рельефах сцены не слишком многолюдны. Ограничивая число персонажей, мастер сосредотачивает внимание на их индивидуальной характеристике, выразительности облика, тонких оттенках эмоций и переживаний. Каждая из фигур предстает как личность, обладающая собственным отношением к происходящему. События развиваются в едином пространстве. Скульптор демонстрирует хорошее знание анатомии человека, умело показывая разнообразие поз, поворотов, наклонов. Однако в движениях и жестах нет ни чрезмерной аффектации, ни суетливости — они спокойны, плавны и величавы. Несмотря на скорбный эмоциональный тонус общей темы, доминирует ощущение светлой печали и гармонии. В промежутке между двумя большими рельефными ансамблями Крафт создает весьма необычные произведения: дарохранительницу в церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (1493—1496) и рельеф для здания городских весов того же города (1497, Нюрнберг, Германский нац. музей). Дарохранительница — шкафчик для хранения св. даров — под рукой мастера превратилась в редкостное архитектурно-пластическое сооружение. Расположенная в церковном интерьере, она представляет собой ажурную башню почти 20-метровой высоты. Ее многочисленные ярусы, украшенные скульптурой на тему Страстей Христа, сужаясь по мере возрастания, достигают сводов храма и завершаются изящно изогнутым фиалом. Мастерство скульптора в воздвижении этого каменного кружевного чуда поражает. По-видимому, Крафт сознавал величие своего создания, поскольку поместил в основании башни портретные статуи — себя и двух своих помощников. Именно на их плечах покоится это чудесное произведение. Крафт располагает свое изображение на самом видном, хорошо освещенном месте. К тому же его фигура, как и фигуры помощников, — самые крупные скульптуры во всем ансамбле. И хотя он изображает себя коленопреклоненным, его свободно вскинутая голова, взгляд, устремленный прямо на зрителя, полны достоинства и самоуважения. Рельеф здания городских весов необычен по сюжету. Изображена реальная сцена повседневной жизни города: весовщик с громадными весами наблюдает за тем, как взвешивается тюк с товаром. Здесь же помощник, ставящий гири на чашу весов, и купец, достающий деньги из кошелька. Симметричная уравновешенная композиция придает жанровой сцене знаковый характер. Перед зрителем то ли своеобразная вывеска, то ли реклама весового заведения. Живые, естественные движения персонажей сообщают сцене достоверность. Многообразное творчество Крафта демонстрирует процесс перехода искусства от традиционных канонов готики к новым достижениям, связанным с воздействием гуманистических идеалов Возрождения.

Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Schwemmer W. Adam Krafft. Nurnberg, 1958; Schafer W. Adam Krafft. Kassel, 1976.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me