Корнаккини, Агостино

(Cornacchini, Agostino)

1686, Пешиа — 1754, Рим.

Итальянский скульптор. Крупный мастер позднего барокко в Риме. Из Пешии в 11-летнем возрасте переехал с отцом во Флоренцию и в 1697 поступил в мастерскую Дж. Б. Фоджини, известного флорентийского мастера и придворного архитектора герцога Козимо III Медичи. Первая самостоятельная работа — Маска короля Франции (возможно, Людовика XIV) была исполнена для представления на карнавале или для театральной постановки, за нее он получил гонорар (1709). В 1712 исполнил рисунок (для гравера К. Могалли) к постановке оперы в театре Пергола во Флоренции. Для Урбино создал статую Климента XI (1710). Во время работы в мастерской Фоджини патроном Корнаккини стал коллекционер Франческо Мария Никколо Габурри, заказавший скульптору стукковый декор для своего дворца и для капеллы Сан Джованни Гуалберто в церкви Санта Тринита деи Монти (обе работы были разрушены в XIX в., но сохранились рисунки). В 1714 вместе с Габурри переехал в Рим, начав выполнять заказы для другого своего покровителя — кардинала Карло Агостино Фаброни, дяди Ф. М. Н. Габурри. В его дворце работал до 1720, исполнив в мраморе группы Снятие с креста, Рождество, Поклонение пастухов, по технике исполнения напоминавшие высокий рельеф. В 1724—1725 принял участие в создании конного памятника Карлу Великому для собора Св. Петра, помогая скульптору Лодовико Сегарди (он устанавливался как парный к памятнику Константину работы Дж. Л. Бернини). Ему же принадлежит декор купели с путти (1724—1725) в интерьере собора. Занимался также реставрацией известной статуи Лаокоон (1725—1727). Для церкви Монте ди Пьета исполнил статую Надежда, в которой проявились черты зрелого стиля Корнаккини, развивающегося по пути трансформации барокко и ранней ориентации на неоклассицизм. Редкими работами в портретной пластике явились созданные им бюсты кардиналов Франческо д’Адда и Луиджи Омодеи для церкви Сан Карло аль Корсо. Для собора в Орвието исполнил статуи Ангел и Архангел Михаил (1722). Крупным заказом стали работы в базилике Суперга в Турине рельефы Рождество Мадонны и Пьета (1730, Северная Каролина, Музей Рейли). Для старинного римского моста Понте Мульвио исполнил статую Св. Иоанн Непомук (1731); 1733 датируется контракт на другую значительную работу позднего периода — для капеллы Корсини в римской церкви Сан Джованни ин Латерано статуи Благоразумие (одной из фигур четырех аллегорий Добродетелей, установленных здесь) и рельефа Св. Андреа Корсини приносит победу французам в битве при Ангиари, прославляющего род "флорентийского папы" Климента XII Корсини, при котором велись работы в Латеранской базилике. Пластика фигур в рельефе Корнаккини, исполненном из белого каррарского мрамора, органично сочетается с убранством светлой капеллы, в декоре которой стилистика барокко уже соседствует с неоклассицизмом. Для капеллы Корсини были исполнены еще два бронзовых канделябра с фигурами поддерживающих их ангелов. В 1724 А. Корнаккини стал членом Академии художеств Болоньи, в 1733 — флорентийской Академии художеств. Последней его работой была статуя св. Урсулы для собора Св. Петра в Риме.

Лит.: Engass R. Cornacchini Agostino // Dizionario biografico degli italiani. Vol. 29. P. 100—104.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me