Кокошка, Оскар

(Kokoschka, Oskar)

1886, Пёхларн-на-Дунае — 1980, Вильнёв, близ Монтрё.

Австрийский живописец. Представитель экспрессионизма. Учился в венской Школе прикладного искусства (1905—1909), одновременно работал в "Венской мастерской" (объединение художников-прикладников) как график. Архитектор А. Лоос убедил молодого художника заняться живописью, ввел его в круги венских интеллектуалов. Ранние портреты отличаются острым психологизмом. Колыхание тонких красочных слоев, нервная дрожь контуров, возбужденное мерцание бликов создают эмоционально насыщенную атмосферу, в которой маячат лица, трепещут жесты длиннопалых ладоней (Адольф Лоос, 1909, Берлин, Нац. галерея; Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат, 1909, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1910 Кокошка жил в Берлине, сотрудничал с журналом Дер Штурм, в котором публиковались его графические произведения, а также драма Убийца, надежда женщин. Вернувшись в 1911 в Вену, художник обратился к евангельской тематике (Бегство в Египет, 1911—1912, частное собрание; Благовещение, 1911, Дортмунд, Музей на Восточном валу). В этих композициях традиционная иконография трансформируется, насыщается реалиями современности и особой символикой, выражающей личное мироощущение автора. Живописная ткань утрачивает былую прозрачность, плотные красочные мазки образуют подобие кристаллической решетки или ложатся крутыми изгибами, передающими бурление неукротимых стихий (Автопортрет с Альмой Малер, 1912—1913, Гамбург, частное собрание; Буря, или Невеста ветра, 1914, Базель, Художественный музей). В 1914 Кокошка отправился добровольцем на фронт, где получил тяжелое ранение. Пережитые потрясения, разрыв с любимой женщиной Альмой Малер отразились в трагических тональностях живописи 1916—1918 (Эмигранты, 1916—1917, Мюнхен, Новая пинакотека; Влюбленные с кошкой, 1917, Цюрих, Кунстхауз; Автопортрет, 1917, Вупперталь, Гор. музей; Сила музыки, 1918—1919, Эйндховен, Гор. музей Ван Аббе). Смятение, эмоциональная подавленность выразились в сумрачном колорите и особом фактурном строе картин: полотна, покрытые змеящимися, петляющими, скручивающимися в жгуты мазками, создают ощущение безысходного кружения в замкнутом пространстве. В 1917 Кокошка переселился в Дрезден, где стал профессором Академии художеств (1919—1924). В 1924—1933 художник странствовал по Европе, Северной Африке и Малой Азии. В его творчестве этого периода преобладают пейзажи. Панорамные ландшафты, виды городов, портов, написанные с эпической широтой и импрессионистической трепетностью, напоминают ранние психологические портреты (Венеция, лодки на таможне, 1924, Мюнхен, Гос. галерея современного искусства; Марсель, порт, 1925, Базель, частное собрание; Побережье близ Довера, 1926, Базель, Художественный музей; Прага, Карлов мост, 1934, Прага, Нац. галерея). В 1933 Кокошка вернулся в Вену, а в следующем году переехал в Прагу. В ответ на начатую нацистскими властями кампанию против "дегенеративного" искусства он создал автопортрет, в котором с вызовом объявил себя "вырожденцем" (Портрет "художника-вырожденца", 1937, Эдинбург, Шотландская нац. галерея современного искусства). В 1938 эмигрировал в Лондон. Здесь, включившись в политику, выступал со страстной критикой тоталитарных режимов и агрессивного милитаризма. После войны вновь много путешествовал по Европе. В пейзажах этого времени мастерски переданы меняющееся освещение, игра солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака (Пейзаж в Монтане, 1947, Цюрих, Кунстхауз; Вид Зальцбурга, 1950, Мюнхен, Новая пинакотека). Продолжал писать психологические портреты в ранее выработанной манере (Теодор Хейс, 1950, Кёльн, Музей Людвига). В 1950-х обратился к античной тематике, создав два монументальных триптиха: Сага о Прометее (1950, Лондон, резиденция графа А. Сейлерна) и Фермопилы (1954, Гамбург, собрание Муниципального ведомства высшего образования). Преподавал в Зальцбурге, в летней Академии художеств, где вел по собственному методу "Школу видения". С 1953 жил в Вильнёве, на Женевском озере.

Лит.: Goldschneider L. Oskar Kokoschka. Koln, 1963; Hodin J. P. Oskar Kokoschka: The Artist and His Life. New York; London, 1966; Oskar Kokoschka. Das schriftliche Werk. Bd. 1—4. Hamburg, 1973—1976.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me