Кноллер, Мартин

(Knoller, Martin)

1725, Инсбрук — 1804, Милан.

Живописец-неоклассицист австрийского происхождения, работавший в Италии. Родом из Тироля, сын художника из Инсбрука; окончил в Вене Академию художеств; с 1755 жил в Риме, увлекался эстетическими идеями И. И. Винкельмана и А. Р. Менгса, изучал живопись последнего. С 1759 работал в Милане, где ему покровительствовал граф Карл фон Фирмиан; получив титул придворного художника, остался работать в Ломбардии. Известное полотно Кноллера Цицерон у могилы Архимеда (Милан, галерея Брера) исполнено на характерный неоклассицистический сюжет, прославляющий доблесть древних римлян (т. н. "virtutis romana"). Украсил росписями в Милане палаццо Вигони (1760), палаццо Литта (Совет богов), палаццо Греппи, королевскую виллу (палаццо Бельджойозо), а также дворцы в Вене и в Инсбруке. В Неаполе исполнил портрет графа К. фон Фирмиана (Милан, галерея Брера) и в Милане — архитектора Дж. Пьермарини (Милан, Ла Скала) в манере парадных портретов А. Р. Менгса с оттенком барочной патетики. Большое многофигурное полотно Закладка первого камня храма Конкордии в Люксембурге (1795, Вена, Галерея австрийской живописи) — одна из поздних работ художника. Решенное в виде огромной ведуты, оно велеречиво повествовало о значительном событии, о вкусах высшего общества, увлекающегося античностью. Творчество Кноллера оказало значительное влияние на мастеров Австрии. Он пользовался официальным признанием и среди итальянских художников.

Лит.: Lorenzetti G. Pittura italiana del Settecento. Novara, 1942; Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me