Клуэ, Франсуа

(Clouet, François), прозв. Жане (dit Janet)

Ок. 1505/1510, Тур — 1572, Париж.

Французский живописец и график эпохи Возрождения. Учился у своего отца Жана Клуэ, которому с юности помогал выполнять заказы (возможно, участвовал в создании портрета Франциска I, ок. 1535, Париж, Лувр) и наследовал его должность придворного живописца короля. Прославился в основном как портретист, но писал и композиционные картины, оформлял придворные празднества, снимал посмертные маски: Франциска I, Дофина, Генриха II. Французский поэт П. Ронсар посвятил ему стихотворение. В портретах Генриха II (1559, Флоренция, галерея Уффици) и его сына Карла IX (1566, Вена, Музей истории искусства) запечатлены индивидуальные черты характера модели: спокойная уверенность, ироничность, властная сила отца особенно явственно проступают рядом с настороженностью и неуравновешенностью сына. Подлинным шедевром является портрет австрийской принцессы Елизаветы, ставшей королевой Франции (ок. 1571—1572, Париж, Лувр). Талант художника достиг зрелости, рука — аристократизма. Образ кареглазой 17-летней девушки исполнен строгой прелести, которую оттеняют виртуозно написанные жемчуга, драгоценные камни, украшающие ее изысканный наряд, вплетенные в золотистые косы. В полную мощь раскрывается одаренность Клуэ, когда он пишет людей, духовно близких ему. Таков портрет его друга, фармацевта Пьера Кюта (1562, Париж, Лувр), в котором передано благородство души, чувство собственного достоинства, значительность и глубина внутреннего мира ученого, — перед нами человек новой эпохи. Область искусства, составляющая особую примету французского Ренессанса, — карандашные портреты. Они становятся предметом страстного коллекционирования; известно, что в собрании Екатерины Медичи было около 550 рисованных портретов — "карандашей", как их называли. Клуэ — непревзойденный мастер карандашного портрета, здесь он непосредственнее и искреннее, нежели в парадных живописных работах. Выполненные на бумаге, итальянским карандашом, иногда чуть подкрашенные сангиной или цветными карандашами, они доносят до нас облик и особенности характера людей сер. XVI в.: вдохновительницы Реформации, матери Генриха IV Жанны д’Альбре (кон. 1540-х); юной принцессы Маргариты Французской (ок. 1560, оба — Шантийи, Музей Конде); ее матери, умной и коварной королевы Екатерины Медичи (ок. 1540, Париж, Нац. библиотека), соучастника Варфоломеевской ночи Карла IX (1566, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Несколько быстрых, точных линий, легких штрихов — и из небытия возникают образы прелестных женщин, придворных интриганов, полководцев, поэтов, ученых и др. персонажей той драматической эпохи. Клуэ считается автором ряда картин: Купание Дианы (ок. 1550—1560, Руан, Музей изящных искусств), Дама в ванне (ок. 1560—1570, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Оказал значительное влияние на живописцев и графиков своего времени.

Лит.: Мальцева Н. Л. Французский карандашный портрет XVI века. М., 1978; Moreau-Nelaton E. Les Clouet et leurs emules. 3 vol. Paris, 1924.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me