Кишфалуди-Штробль, Жигмонд

(Kisfaludi Strobl, Zsigmond)

1884, Альшорайк — 1975, Будапешт.

Венгерский скульптор. Учился в училищах прикладного искусства в Будапеште (1901—1904) и Вене (1904—1905), в Училище натурного рисунка в Будапеште (1905—1908). В 1912—1914 посетил Италию, Германию и Францию (в Париже работал в Академии Жюлиана). Участвовал в Первой мировой войне. После войны побывал в Италии, Франции, Англии, СССР. Преподавал в Художественном институте в Будапеште (1924—1960). Кишфалуди-Штробль принадлежал к тем мастерам XX в., которые в условиях свойственной этому столетию радикальной ломки и пересмотра прежних художественных ценностей, оставались приверженцами классической традиции. Он работал в самых разных скульптурных жанрах: исполнял портреты и надгробия, камерные статуэтки и монументальные памятники. Столь же разнообразен и материал, к которому он обращался: мрамор и терракота, гипс и бронза. Первым большим успехом скульптора была небольшая композиция Финал (1911, Залаэгерсег, Музей Гечеи), отмеченная премией. Мастер создал группу из трех женских обнаженных фигур, данных в необычном пространственно-ритмическом расположении. Отказываясь от конкретики, беря за основу лишь самый общий эмоциональный мотив скорбного прощания с безвременно ушедшим человеком, скульптор достигает впечатления своеобразного пластического реквиема. В этом немалую роль играет чеканность форм, певучесть линий силуэтов, продуманность поз и жестов фигур. В дальнейшем, обращаясь к созданию монументально-декоративных скульптур, Штробль предпочитал более конкретные образы, основанные все же на классических образцах. Таков его известный Стрелок из лука (1918—1927, существует в нескольких репликах, одна из них — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В 1920—1930-е скульптор много работал над созданием портретов. Верность натуре — один из основополагающих принципов его портретирования. Мастер стремился досконально изучить модель, "разговорить" ее, следя при этом за малейшими изменениями мимики лица. Одно из самых удачных и широко известных произведений Штробля в этом жанре — Портретный бюст Бернарда Шоу (1932, Будапешт, Венгерская нац. галерея). Он был весьма лестно оценен самим драматургом. Самобытный характер Шоу, его острый и язвительный ум, ироническое отношение к собеседнику хорошо выявлено в этом точном и выразительном образе. Монументальная скульптура, отдельные памятники которой Штробль начал создавать еще в 1910-е, получила наибольшее развитие в творчестве мастера после Второй мировой войны. Не все здесь одинаково удачно. Однако Мемориал Освобождения на горе Геллерт в Будапеште стал главным созданием скульптора и принес ему огромную популярность. По сравнению с другими монументальными произведениями Штробля, ограничивавшимися обычно одной-двумя фигурами, здесь широко развернутый в пространстве и активно с ним взаимодействующий архитектурно-пластический ансамбль. Удачно выбрано место для мемориала — на высоком скалистом берегу Дуная, господствующим над большой частью столицы. Светлая каменная призма возносит к небесам бронзовую фигуру женщины, вздымающую над собой пальмовую ветвь — атрибут Славы. У основания призмы — статуя советского солдата-освободителя, по бокам — два пилона с аллегорическими образами: на одном — юноша, повергающий гидру фашизма, на другом — устремленная вперед фигура с факелом Свободы. Главенствует в ансамбле скульптура женщины с пальмовой ветвью. Ее силуэт, четко вырисовывающийся на фоне неба, стал в свое время символом Будапешта. В течение многих лет Кишфалуди-Штробль преподавал в стенах Художественного института Будапешта. Многие из его учеников стали известными скульпторами. Творчество мастера было высоко оценено обществом, он имел награды Венгрии, а также других стран. В частности скульптор был избран почетным членом Академии художеств СССР (1958). После смерти Штробля большая часть художественного наследия скульптора была передана в город Залаэгерсег, центр его родного края, где при местном музее была создана мемориально-художественная галерея мастера.

Лит.: Алешина Л. С. Жигмонд Кишфалуди-Штробль. М., 1986; Portraits and figures by Sigismund de Strobl / Preface by Bernard Shaw. London, 1935; Kisfaludi Strobl Zsigmond gyujtemenyes kiallitasa. Budapest, 1954; Kopp J. Kisfaludi Strobl Zsigmond. Budapest, 1956; Kisfaludi Strobl Zsigmond. Emberek es szobrok. Budapest, 1969.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me